Светлана Дикаева: «Я счастлива, что прикоснулась к Олимпиаде»

Жительница города Зеи, постоянная чемпионка в соревнованиях разного уровня по лёгкой атлетике Светлана Дикаева была утверждена Сочинским олимпийским оргкомитетом стать одной из факелоносиц в эстафете олимпийского огня. Эстафета стартовала в Москве ещё 7 октября,

19 ноября маршрут пролегал по Благовещенску, где на одном из отрезков и несла факел Светлана. 

САМЫЙ ДЛИННЫЙ МАРШРУТ

Эстафета олимпийского огня — это почти отдельный от Олимпиады большой «всенародный» праздник. Традиция давняя и неизменная. Огонь зажигается на горе Олимп в Греции, затем его несут по греческой территории и передают в специальной лампаде в столицу страны-хозяйки игр. Здесь проводится основная часть эстафеты.

Маршрут российской эстафеты оказался самым протяжённым за всю историю проведения Олимпиад и охватил 83 региона. Огонь из Москвы отправился в северо-западные города, оттуда — в Сибирь и на Дальний Восток, сейчас он направляется в Поволжье, затем захватит Юг России и 7 февраля прибудет в Сочи. Там, на стадионе «Фишт», эстафета завершится торжественной церемонией открытия Олимпийских игр.

Чтобы сделать событие незабываемым, огонь не просто несли по городам, его опускали на дно Байкала, поднимали в космос и даже возили на ледоходе на Северный полюс. Говорят, это ещё не все заготовленные сюрпризы на пути в Сочи. Кто-то на одном из форумов, посвящённом эстафете, по этому поводу пошутил, что если бы организаторам Олимпиады были доступны ад и рай, они бы проложили маршрут огня и туда. Но это — шутка. В целом церемония должна символически соединить накануне игр, ради которых в прошлом даже прерывались войны, все уголки большой страны и сплотить всех в одну целую команду болельщиков. Как говорят организаторы, для иностранцев, наблюдающих за эстафетой по телевидению, — это возможность узнать Россию изнутри, увидеть её необъятность, достижения культуры, исторические места и так далее.

ЕСТЬ ТАКОЕ СЛОВО — ФАКЕЛОНОСЕЦ!

Всего в эстафете участвуют 14 тысяч граждан, выбранных одной из трёх компаний-партнёров Сочинских игр: «Coca-cola», «Ингострах» и РЖД. Две первые из них организовали голосование на своих сайтах за претендентов, подавших заявки для участия в эстафете. Руководство «Российских железных дорог» первой половиной мест воспользовалось само, вторую половину отдало на откуп властям регионов. Именно благодаря этому в эстафете участвовали те, кто проявил активную жизненную позицию, хорошо известен населению региона, в том числе за спортивные заслуги. Стать факелоносцем — особая честь, к нему предъявляются несколько требований: возраст старше 14 лет, ведение здорового образа жизни, умение вдохновлять людей на новые свершения, наличие достижений, живой интерес к Олимпиаде в Сочи и другие. Все кандидатуры окончательно утверждаются оргкомитетом Сочи. Так в список факелоносцев попала и жительница Зеи Светлана Дикаева.

От города к городу команду организаторов и сопровождающих олимпийский огонь перевозит спецпоезд с сочинской символикой. На вокзалах огонь торжественно встречают местные власти, от лампады зажигается первый факел, затем огонь передаётся следующим факелоносцам, последний из которых зажигает огонь в чаше, устанавливаемой на главной площади города. Там же проходит праздничное мероприятие, посвящённое событию. Затем огонь уезжает дальше по маршруту, оставляя за собой массу эмоций и воспоминаний. Такова общая схема движения эстафеты. О том, что в это время творится в душе факелоносца — человека, к которому на несколько минут приковано внимание не только российской, но и мировой общественности, обращены объективы теле- и фотокамер, мы попросили рассказать саму участницу.

ПЕРЕДАТЬ ЭТО ОЩУЩЕНИЕ НЕВОЗМОЖНО!

«Когда мне по электронной почте пришло письмо о том, что мою кандидатуру утвердили, — рассказывает Светлана Дикаева, — поняла, что, наверное, не зря все годы добивалась успехов в спорте, работала над результатами. Чувство гордости переполняло оттого, что и мне выпала честь прикоснуться к Олимпиаде. Когда приехала в Благовещенск, на пункте сбора факелоносцев нам выдали специальную форму, факелы, провели инструктаж. Вот здесь началось волнение. Всю ночь перед эстафетой я не могла уснуть, состояние было очень нервное, даже перед соревнованиями такого никогда не было. Хотя ни скорости, ни выносливости особой не требовалось: бежали каждый около 200 метров. Требование — бежать размеренно, красиво, весь путь приветствовать людей и улыбаться зрителям и в камеры. Во время бега — ощущение, не сравнимое ни с чем. В конце дистанции требовалось соблюдать определённый порядок действий: передав огонь от своего факела следующему, нужно было встать за спину нового факелоносца, в это время наши «секьюрити» демонтируют внутри использованного факела горелку, чтобы его нельзя было больше зажечь. Затем несколько минут — фотографирование с желающими зрителями. После чего требовалось спокойно (!) сесть в автобус, собирающий факелоносцев, и проследовать в пункт сбора. Но волнение было настолько сильным, что всё это делалось почти на автомате. Был курьёзный случай, когда один из факелоносцев, передав огонь и сорвав «минуту славы» перед фотокамерами, побежал за впереди идущим автобусом, который развозит факелоносцев, вместо того чтобы сесть в нужный».

Всю дистанцию факелоносца окружают волонтёры-«охранники», как их назвали участники эстафеты. Это шесть молодых ребят, тоже специально проинструктированных и отвечающих требованиям, в окружении которых бежит факелоносец. Каждого из волонтёров также тщательно отбирали, учитывая даже склад характера: «секьюрити» должен уметь доброжелательно «разрулить» любую ситуацию, быстро среагировать в случае возникновения «нештатки». Они несут ответственность за всё, что происходит на отрезке, подсказывают бегуну темп бега и другие моменты — например, высоту поднятой с факелом руки. Последнее немаловажно, учитывая, что вес факела — почти два килограмма, а нести его было необходимо только в левой руке, поднятой вверх. Светлана Дикаева призналась, что когда на середине отрезка её рука стала уставать и опускаться, один из волонтёров шепнул, что можно поддержать факел из-под низа правой рукой, но не опускать ниже. Волонтёры тоже обязаны были улыбаться и приветствовать зрителей. Однако неприятный нештатный момент на дистанции у Светланы всё же произошёл: факел погас. Но волонтёры и на этот случай были проинструктированы, огонь тут же зажгли вновь. По правилам эстафеты огонь можно зажечь только от лампады с олимпийским огнём.

Кстати, каждый из случаев, когда огонь Олимпиады гас, документируется и разбирается специально созданной комиссией: за установку системы горения отвечало крупное предприятие, занимающееся производством оборудования для космической промышленности, — Красноярский машиностроительный завод. Стоимость каждого факела — около 13 тысяч рублей. И конструкторы гарантировали, что огонь выдержит и мороз, и даже шквалистый ветер. Но по всей стране таких случаев по какой-то причине немало, в чём ещё предстоит разобраться. Целый штат работал и над созданием дизайна. Как пишут на официальном сайте, «факел «Сочи- 2014» соединяет хорошо знакомые нам с детства мотивы сказок и былин с последними «ноу-хау» в сфере дизайна».

А факел, который Светлана Дикаева несла в Благовещенске, она решила выкупить — на память о событии, в котором приняла участие.

«Жаль, — мечтательно говорит спортсменка, — что на Олимпийские игры в Сочи попасть не удастся — слишком дорого. Но всё равно я счастлива, что держала в собственных руках настоящий олимпийский огонь».

Лариса ФЕДОТОВА.

Фото из архива

Светланы ДИКАЕВОЙ.

{jcomments on}

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Больше записей