В последних числах декабря в пострадавшую от паводка Ивановку доставили очередную партию гуманитарной помощи. Её собрали представители русскоязычного населения Соединённых Штатов Америки. Жителям села направлены одежда, обувь, постельное бельё.
Фура с гуманитарной помощью должна прибыть в Ивановку около 9 часов утра, но зимние дни коротки, а потому корреспондент “ЗВ” отправился в путь затемно.
В селе сейчас рано не встают
Село от районного центра отделяют какие-то 50 километров, а потому даже неспешная поездка занимает чуть больше 40 минут. Мимо заросших молодыми берёзками, заброшенных и заснеженных полей на главную улицу Ивановки въезжаю, когда едва начинает брезжить рассвет. В этот (по зимним меркам) далеко не ранний час село спит сладким сном.
Для меня, прожившего большую часть жизни в пору существования колхозов и совхозов, пустынные сельские улицы утром кажутся чем-то нереальным. Так уж издревле повелось, что сельские жители всегда были ранними пташками. Ранним-ранним утром доярки спешили на дойку, чуть позже на работу выходили мужчины и звонкая дробь тракторных пускачей будила последних лежебок.
Но сейчас Ивановка спит и не пугают предрассветную тишину грохот моторов, не мычат коровы. Жителям давно уже некуда, да и незачем спешить: остатки сельского хозяйства сгинули во второй половине 90-х годов, а иного места приложения рук в селе нет. Вот и еду мимо тёмных окон домов к сельсовету.
Весомая помощь
В сельсовете идёт подготовка к приёму нежданно свалившегося на голову подарка. Гуманитарная помощь от сограждан поступала сюда и раньше. По словам самих же жителей, если сначала к этому относились с некоторой настороженностью, то потом всё предлагаемое люди разбирали и были даже обиды по поводу распределения. Ведь обязательно кому-то покажется, что ему досталось меньше, чем соседу.
В этот раз где-то на подходе к селу – внушительная фура с вещами. В списках, которые передали в сельсовет, скрупулёзно перечисляются кофточки, куртки, брюки, туфли, свитеры, футболки, нижнее и постельное бельё… Указаны размеры, возраст и пол тех, кому они предназначены. Перечень вещей огромный, а учитывая немногочисленное население Ивановки и то, что эта помощь не первая, можно предположить, что её жители будут обеспечены одеждой и обувью из США на несколько лет вперёд.
Фура подъезжает к сельсовету в назначенный час и собранное по этому случаю мужское население приступает к разгрузке. Коробки снабжены разноцветными маркировками и их выгружают в вагончики, которые выстроились рядком возле сельсовета. Предназначались они для временного проживания пострадавших, но так и не были востребованы и сейчас пригодились в качестве складских помещений.
Игла «гуманитарки»
Любое проявление сочувствия к чужой беде можно только приветствовать. Нет сомнения в том, что проживающие в Америке бывшие россияне сделали этот дар от всей души, за что огромное спасибо семье Зражевских из Сиэтла. Но отчего-то больно резанула по сердцу картина, как российские мужики переносят коробки с подарками, присланными из-за океана. Да, горе. Да, беда. Но спасение от этого не в “гуманитарке”. Подсесть на “иглу” гуманитарной помощи легко и просто. Действительно, зачем что-то делать самому, если всё равно не дадут пропасть с голоду? И уже помощь психологически воспринимается не как акт доброй воли, а как обязанность кого-то помочь тебе, несчастному.
Для того чтобы освободиться от этой зависимости, нужно, чтобы здесь, на селе, была работа и гарантия того, что ты сам, своими руками, можешь (а главное, хочешь) обеспечить себе и своим детям будущее. Присланные вещи износятся, обувь истопчется, и что потом? Ждать нового потопа и очередного всплеска жалости? Разве в этом смысл жизни села и его возрождения, о котором так любят рассуждать все кандидаты на должность главы района? Может быть, пришло время протянуть страждущим не рыбу, а удочку?
Уехать или остаться
Несмотря на то что после обрушившегося на село несчастья прошло достаточно много времени, будущее его пока что вызывает много вопросов.
Побывавшие в Ивановке представители компании из Хабаровска (которая собирается составлять проект защиты села от паводка) заверили, что уже к марту можно будет с уверенностью определить границы застройки. Для строительства жилья из федерального бюджета должно быть выделено свыше 80 миллионов рублей. В конечном итоге поступят они на счёт заказчика – администрации села. Но будет ли начато строительство в селе, вопрос окончательно пока не решённый.
И не понятно, как урегулировать ситуацию со строительством жилья для пострадавших в районе Соснового Бора? Средства-то должен освоить Ивановский сельсовет и строить не у дяди, а на территории своего муниципального образования. Но нужно ещё иметь в виду, что если число жителей Ивановки значительно сократится, то для чего было затевать работы по капитальному ремонту сельсовета, ФАПа, школы, детского сада? И зачем нужно было выделять средства на приобретение детской площадки стоимостью почти 600 тысяч рублей?
Впрочем по прошествии времени некоторые из тех, кто хотел было переселиться в Сосновый Бор, уже охладели к этому варианту и говорят о том, что останутся в Ивановке.
В общем, не всё так просто, как кажется на первый взгляд, и наверняка потребуется ещё немало времени, прежде чем всё окончательно успокоится.
Григорий ФИЛАТОВ.
Фото автора.
{jcomments on}
Добавить комментарий