В сфере образования продолжается начатый много лет назад процесс реформ. И если раньше перемены затрагивали в основном школьное и профессиональное образование, то теперь дело дошло до детских садов. В дошкольных учреждениях началась оптимизация.
Считать каждую копейку
Как объясняют специалисты, оптимизация – это приведение в оптимальное, то есть наилучшее соотношение того, что вкладывается в образование, и того, что в результате должно получить общество. Говорят, смысл её прост: экономное расходование средств. Государство больше не намерено платить «просто так», все вложенные в образовательный процесс ресурсы (включая финансовые, энергетические, материальные и даже трудовые) должны быть использованы без остатка. Основное новшество: в новой редакции Закона об образовании министерство разделило дошкольное образование на собственно образовательный компонент (воспитание, обучение) и так называемый присмотр-уход за детьми.
Образование в детском саду теперь является первой ступенью общего образования, имеет свои стандарты и финансируется из госбюджета. Соответственно для родителей эта часть пребывания ребёнка в садике бесплатна. А вот присмотр-уход – это теперь совершенно другая статья и за неё придётся раскошеливаться родителям, чтобы оплачивать труд вспомогательного персонала, осуществляющего этот самый присмотр и уход за детьми. Отсюда – повышение родительской платы. Причём платить за присмотр и уход (за вычетом расходов на питание) родители теперь будут независимо от того, посещает ли ребёнок детский сад или только числится (например, болеет или уехал в отпуск с родителями), – как абонентскую плату. В городе размер «абонентской платы» составляет 50 рублей в день (около тысячи в месяц).
В отделе образования такой подход объясняют тем, что зарплату в это время работник всё равно получать должен – не увольнять же его на время отсутствия ребёнка? Предполагается, что это дисциплинирует и тех родителей, которые не водили ребёнка в сад без причины, занимая место (при наличии в городе очереди в дошкольные учреждения).
Другим федеральным документом, поставившим дошкольное образование в нынешние условия, является указ президента об увеличении заработной платы воспитателям до средней в этом профиле по региону. Посчитали, что в Амурской области она должна быть не меньше 30 тысяч рублей. Государство (в лице областного бюджета) повышает зарплату, но и требует отдачи, причём не только в плане выполнения стандартов, но и всё в том же экономном расходовании ресурсов, на этот раз – трудовых. По две воспитательские ставки на группу, как было до сих пор в Зее, говорит государство, – это перебор, 1,7 – максимум. Отсюда – массовое сокращение воспитателей.
Диктует государство и требования в организации труда педагогов дополнительного образования. Оптимизируя их работу, учреждения могут лишиться возможности иметь в расписании дополнительные занятия, так как, к примеру, одна ставка психолога положена при количестве детей в учреждении не меньше 500 человек. Ни один сельский детский сад не соответствует этим требованиям. Поэтому снова одним из выходов предлагается переход на платные услуги и взимание платы с родителей за занятия с логопедом или психологом, художественную студию или хореографический кружок. Любая прихоть – за родительские деньги. Оплата содержания здания – забота муниципальная, но и здесь тоже никто денег на ветер бросать не намерен: проверяется эффективность расходования средств по площадям, энерготарифам, теплу и так далее.
Не дай вам Бог жить во времена перемен
Возможно, всё выглядело бы прекрасно, если бы не самый главный момент, сопутствующий всем этим преобразованиям: по учреждениям и в городе, и в районе прошли сокращения работников. Оптимизация, как бы ни объяснял это понятие словарь, в России стала прочным синонимом слову «сокращения». В некоторых учреждениях количество ушедших работников превышает десять человек. Как сказала начальник городского отдела образовании Ольга Бахтина, нелёгкая задача практического осуществления процесса легла на плечи заведующих. Именно они должны сегодня так перестроить работу детского сада, чтобы выйти из реформ с наименьшими потерями. Ольга Валентиновна не скрывает, что процедура очень болезненная, ведь за каждым сокращением – люди, многие из которых не один десяток лет отдали системе образования, имеют богатый педагогический опыт, творческий потенциал. Нелёгкая задача и в работе с родителями: не каждый готов понять, что повышение родительской платы, перевод когда-то бесплатных кружков в платные – процесс неизбежный в тех условиях, в которые поставлены учреждения. Некоторые родители, считая, что проблема создана на местах, пишут в прокуратуру и министерство письма с просьбой навести порядок. Однако, по уверению специалистов отделов, всё сделано законно.
В районе в каждом детском саду – по два-три воспитателя. По сути, сокращать, кроме вспомогательного персонала, некого. И ощутимо повышать родительскую плату чревато: в большинстве сёл население малообеспеченное, родители не работают, спасибо, говорят в отделе, что некоторые ещё водят детей в сад. Подними плату – совсем перестанут. Так же обстоят дела и с платными услугами, кроме разве что Овсянки и более благополучных в материальном плане бамовских посёлков. Поэтому для того, чтобы хоть как-то сэкономить и избежать резкого повышения родительской платы, в отделе образования района решили сократить в учреждениях на час рабочий день. Если у родителей есть необходимость оставить малыша в садике дольше, он может воспользоваться услугами дежурной платной группы. Поэтому в сёлах Зейского района родительская плата поднялась незначительно (в среднем на 200 рублей).
«Происходит своего рода дифференциация, ведь, как правило, нужда в присмотре за ребёнком возникает тогда, когда родители работают, а значит, зарабатывают деньги, – поясняет заместитель начальника отдела Елена Юрчук. – Они и платят за пребывание ребёнка. А если есть возможность забрать малыша домой, родители не оплачивают этот лишний час».
Нашли в районе и ещё один собственный способ сэкономить: объединить дошкольные учреждения и школы под одно юридическое лицо – с общей администрацией. Учреждения остаются на своих местах, но руководит комплексом один человек. Заведующие детскими садами станут старшими воспитателями в своих учреждениях, по-прежнему отвечающими за внутренний климат в коллективах, методическую работу и другое. Они, по словам чиновников, от этого даже выигрывают: работая в группах, они подпадают под указ президента об увеличении зарплаты.
Это сделано уже в восьми сёлах, до конца процесса оптимизации все школы и садики в поселениях будут реформированы в такие комплексы.
Вспомогательный персонал решили сократить, соединив должностные инструкции нескольких человек в одну. Сторож, к примеру, теперь может и постирать, и подмести двор. Соответственно – экономия ресурсов.
Выводы сделает будущее
Во время подготовки материала автору пришлось много общаться с самыми разными людьми: чиновниками от образования, заведующими (и уже бывшими, и действующими), воспитателями, родителями дошколят. Кто-то говорил «по секрету и не для печати», у других боль прорывалась в письмах среди строк на другие темы.
«Живём в век прогресса, а в детском саду в штатном расписании нет электрика, плотника, дворника. И последнее, что хотят забрать (до смешного!), –прачку и кастеляншу и вменить их обязанности сторожу! Может быть, заведующие начнут не своими делами заниматься, а на кнопки стиральных машин нажимать?» – почти с сарказмом спрашивают родители детей детского сада посёлка Берегового. Из других сёл поступали звонки с просьбой «не выдавать» звонивших. Люди доверительно жаловались на сокращения, на «беспредел, который творится в сёлах». В городе заведующая одним из садов просила прощения у родителей за то, что вынуждены открывать платные группы. Другая заведующая почти в отчаянии говорит о том, что всё это – конец дошкольному образованию, ещё немного, и она не выдержит и подаст заявление об увольнении…
Чтобы как-то прояснить ситуацию и найти понимание, начальник городского отдела образования Ольга Бахтина решилась на встречу с родителями всех подведомственных дошкольных учреждений. «Разговор глаза в глаза поможет снять напряжение, позволит напрямую задать вопросы и получить ответы из первых уст», – считает Ольга Валентиновна.
На родительском собрании в детском саду № 15 разговор прошёл довольно эмоционально. И если часть родителей отнеслась с пониманием ко всему, что происходит, некоторые из них сомневаются в законности решений отдела. В частности, был поднят вопрос о том, насколько законно взимать плату за присмотр-уход с ребёнка, отсутствующего в детском саду по уважительной причине, ведь, по сути, услугу (присмотр и уход) ребёнок в это время не получал. Возмущались родители и сбором канцелярских принадлежностей, так как на эти цели средства должны выделяться. «Если государство считает каждую свою копейку, почему же с нас берут деньги «просто так», мы тоже вправе считать кровно заработанные средства, о какой бы сумме ни шла речь», – резонно заявляют они.
Немаловажный вопрос – наличие платных групп. В некоторых учреждениях их стоимость доходит до 500 рублей в месяц, а это – дополнительные семейные расходы, помимо выросшей родительской платы, и, естественно, не каждая семья может себе их позволить. Кроме финансовой, родители озабочены и воспитательной проблемой, которую введение платы за кружки может повлечь: поймут ли дети, почему кто-то из них участвует в интересных занятиях, восторженно рассказывая о том, что там делали, а кто-то остаётся с воспитателем в группе? Не вызовет ли это в ребёнке, лишённом возможности посещать платные занятия, зависть и злобу? Заведующая детским садом Татьяна Нонина уверяет, что проблем не будет, так как воспитание – обязанность семьи, и если в семье не принято завидовать, то и ребёнок избежит этого порока.
Вопросов по процессу оптимизации – множество, некоторые уже проявились, другие ещё будут возникать. Охватить все их в одном материале просто невозможно. Понятно одно: процесс, который объял дошкольное образование, не простой, его результаты будут ясны не раньше, чем через несколько лет.
Кстати, законность самых болевых решений сегодня проверяется в прокуратуре, куда обратились родители. Скорее всего, все они будут признаны правильными, потому что основаны на требованиях федерального закона, которые обязаны соблюдать на местах. Ответ мы обязательно сообщим на страницах «ЗВ». В целом же, вывод после общения с разными участниками образовательного процесса один: учреждения поставлены государством в жёсткие условия преобразований, и нынешнему поколению педагогов, родителей и детей, как ни печально, выпало жить именно в это время – время перемен.
Лариса Федотова.
Фото автора.
{jcomments on}
Добавить комментарий