Заповедные законы

7 июня 2013 г. исполнилось 26 лет моей трудовой деятельности в Зейском заповеднике. Много это или мало?

Сейчас, на 45-летнем рубеже своей жизни, большая часть которой отдана заповеднику, думаю, что это достаточно серьезная часть времени, иногда и сложного, особенно в 90-х годах. Сегодня с уверенностью могу давать свою оценку тем или иным событиям, людям, с кем довелось пройти трудовой путь.

Главным критерием в выборе моей дороги всегда были люди, которые привели меня на эту тропу и вели по ней, привили любовь к нашей заповедной земле, учили совершать поступки, от которых зависит наш хрупкий и таинственный мир дикой природы.

Добрым словом вспоминаю тех сотрудников, которые являлись светлым маяком в моей трудовой биографии в качестве лесника.

Еще со школьной скамьи я с большим вниманием слушал рассказы о природе своего дяди – лесника Зейского заповедника Анатолия Козлова, который в то время работал на кордоне 52-го километра «Большая Эракингра». Поэтому в старших классах на уроках русского языка и литературы, когда нам дали тему для сочинения «Твоя будущая профессия», я нисколько не размышлял о других специальностях и твёрдо писал: хочу работать в Зейском заповеднике в должности лесника отдела охраны. Благодаря Анатолию Ивановичу моя мечта сбылась. После окончания 10 класса я пошел работать в заповедник.

Первым моим наставником и, можно сказать, строгим воспитателем был Борис Чайко, который работал на кордоне «20 километр» Золотогорского лесничества. Борис Валентьевич – интересный, всесторонне развитый человек. Четыре с лишним года передавал он мне свой «лесной» и житейский опыт. Терпеливо и упорно добивался положительных результатов от закрепленного за ним стажера.

В 80-х годах в заповеднике работали интересные «полевые» люди. Добрым словом вспоминаю своих учителей, своих «крестных отцов». Василий Патраманский – яркий, образованный и по-настоящему мудрый лесник. Лесник с большой буквы. Сбережение нашей дальневосточной тайги было для Василия Устиновича не громкими словами. Коммунист, настоящий профессионал своего дела, он неукоснительно придерживался законов леса, законов заповедности, чего требовал от «молодых» подопечных. Он говорил об этом, невзирая на чины и должности.

Первые лесники Зейского заповедника – Николай Федотов и Александр Зыкин. В период становления заповедника вместе с директором Павлом Братенковым целиком взвалили на свои плечи строительство лесных кордонов, занимались обозначением границ и, что особенно немаловажно, вели просветительскую работу с населением города Зеи. Ведь до 1963 года таежный уголок, на котором создавался заповедник, активно эксплуатировался народом: здесь охотились, рубили лес, ловили рыбу, добывали золото. В связи с этим людей необходимо было перевоспитывать, донести до них: для чего и с какой целью создан заповедник. А иногда применять жесткие меры к нарушителям.

Иннокентий Тарасов – лесник Гилюйского лесничества. Вся жизнь Иннокентия Иннокентьевича неразрывно была связана с таежной работой. До устройства в заповедник он не один десяток лет трудился наблюдателем на гидрометеостанции. Тонкий ценитель красоты леса, мудрый наставник, высококлассный специалист. Построить избушку, отремонтировать двигатель, провести с научным отделом совместные исследовательские мероприятия – все это спорилось в его умелых руках и светлой голове.

Я рад и горд, что в период работы в заповеднике мне довелось пройти школу лесной практики, впитать то, что называется «бесценным даром житейской мудрости» у замечательных людей – лесников, настоящих ветеранов заповедного дела.

Сергей ДУМАНОВСКИЙ,

заместитель директора Зейского заповедника по охране.

 

{jcomments on}

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Больше записей