«Месяцы страха»

Так называют свою жизнь сегодня старики из социального дома

Осталась пара месяцев до того момента, как социальное общежитие для одиноких престарелых граждан потеряет свой статус, и люди останутся без тех условий, в которых привыкли жить много лет. А боятся они больше всего, что будет нарушен их обычный ритм жизни и спокойная старость станет очень беспокойной.

 

Посланец

– Это время превратилось для нас в «месяц страха», – начала свой рассказ 68-летняя Зоя Шабанова.

 

Слово за слово, выяснилось, что Зоя Алексеевна – посланец в редакцию из социального дома для одиноких престарелых граждан. В марте заканчивается срок, который был отпущен старикам на раздумья: оставаться ли им там, где сейчас живут, или выбрать другое учреждение в области, предложенное для переселения.

Об этой ситуации «ЗВ» уже рассказывал. Но стоит напомнить еще раз. Решение о расселении граждан пожилого возраста и инвалидов из пожароопасных зданий было принято министерством труда и социальной защиты Российской Федерации после нескольких случаев гибели людей при пожарах, произошедших в прошедшем году. Последний – в сентябре в психоневрологическом интернате Новгородской области, где в огне погибли 37 человек. После этой трагедии начались проверки. И, как оказалось, Зейское учреждение для одиноких пенсионеров является единственным в области учреждением социального обслуживания населения, размещенным в деревянном здании пятой степени огнестойкости.

– В министерстве не сказали ликвидировать учреждение, сказали убрать деревянный фонд, – рассуждает директор социального общежития Елена Карандашева. – Но денег на постройку новых зданий в бюджете области нет, поэтому выход один – закрыть. Сегодня всем моим подопечным представили перечень учреждений, имеющихся на территории области: в Белогорске, Свободном, Екатеринославке, Благовещенске и Серышеве. Говорят, что там условия гораздо лучше. Но когда человеку 70-80 лет, он прирос корнями к родным местам, здесь прошла вся жизнь, похоронены родные и близкие люди, как он может взять и уехать с насиженного места? Конечно, для большинства это личная трагедия.

Из 28 жильцов только трое согласились на переезд. Одна семейная пара пятый месяц стоит в очереди, чтобы уехать в Благовещенск, где им пообещали предоставить двухкомнатную квартиру в одном из социальных учреждений для престарелых граждан.

– Мы уже вещи собрали, ждем, – сообщила 74-летняя Раиса Ливарюк, – на переезд настроены решительно. В Зею приехала к дочери. Но всю жизнь прожила в Благовещенске. А здесь жить вместе не можем, у неё очень маленькая квартира. Поэтому мы готовы переехать. Жилье в Благовещенске посмотрели, понравилось и район для нас подходящий. Только ждать очень долго приходится.

Так оптимистично настроены далеко не все.

– Я не хочу переезжать. В этом общежитии прожила десять лет. А если уеду из Зеи, то там у меня нет ни родных, ни знакомых. А здесь – дочь. Ну а как часто мы будем видеться, если я перееду, – сокрушается 74-летняя Прасковья Цибикова.

Того же мнения большинство. Оказалось, уезжать согласились совсем одинокие старики, а кто имеет родственников, покидать обжитое место отказывается.

– У меня здесь сын, – говорит 74-летняя Надежда Жишкевич, – он и деньгами помогает. Пенсия у меня совсем маленькая. Но работает вахтами. А как часто мы сможем видеться, если я перееду?

Подобное говорят и другие жильцы. За много лет совместного проживания они стали почти родными друг другу. Поэтому в беде объединились. Собрали деньги и отправили в Благовещенск ходоков на поклон к губернатору, но попали на прием к его заместителю. Уже в Зее делегаты смогли пробиться к заместителю председателя правительства Амурской области Николаю Тезикову.

– Он сразу стал говорить, что в нашем доме разруха, – рассказала Наталья Гаврилова, – а я ему предложила проехать и посмотреть, какой у нас тут порядок. Ну а потом, когда разговор зашел о том, что с нами будет, когда уберут из здания пожарную сигнализацию, вахту, он только развел руками. Конечно, не будет нашего дома, не будет и головной боли.

То, что с Зейского социального дома весной будет снят этот статус, уже решено.

– В наши полномочия не входит содержание подобного учреждения, – признается глава города Зеи Сергей Матвеев, – пока еще до конца не решено, но мы прорабатываем вопрос о том, чтобы как-то сохранить сложившийся уклад жизни этих пожилых людей. Как человек, я понимаю, что пожилым людям очень трудно сдвинуться с места. Ведь и у меня есть родители, и я знаю, что уехать из родного села для них – настоящая трагедия.

Беззащитность

Собравшись в холле дома, ставшего таким родным, старики с беззащитной наивностью говорили о своих бедах, о том, как им страшно смотреть в завтрашний день, что они лишаются защиты, и теперь любой прохожий или пьющий родственник может обидеть их.

– Нам бы вахтера оставили и уборщицу, чтобы коридор, туалетную комнату и кухню мыла, – молят старики, – самим трудно. В комнатах устанавливать электроплиты нельзя, у нас общая кухня. И теперь там все разбомбят хулиганы. А как же актовый зал, холл, в котором стоит телевизор? Ну если так, то пусть найдут или построят для нас новое здание, которое соответствует всем нормам.

И это не все, что волнует пожилых людей. Они привыкли, что директор Елена Карандашева решала за них все проблемы как личные, так и бытовые. Они вместе радуются и грустят.

Дом существует с 2003 года, в 2008 году перешел в подчинение министерства социальной защиты населения Амурской области. Места в нем предоставляли жителям как города, так и района.

Возможно, со временем все успокоится и страхи пожилых людей развеются.

– Ликвидация учреждения продлится как минимум до конца апреля, – рассказал Андрей Козик, начальник отдела организации социального обслуживания министерства здравоохранения Амурской области. – Здание будет передано в муниципальную собственность. В планах на ближайшее будущее мы не предусматриваем строительство и открытие подобного учреждения в Зее.

По словам Андрея Алексеевича, место нашлось бы каждому из 28 жильцов. Правда переселение будет происходить постепенно, по мере освобождения жилой площади. А в официальном ответе зампред областного правительства Николай Тезиков пишет: “Строительство нового социального учреждения в г. Зее или размещение Зейского специального дома для одиноких престарелых в другом здании потребуют значительных материальных затрат, что в настоящее время невозможно в связи с дефицитом областного бюджета, поскольку значительные средства в настоящее время направлены, в том числе, на ликвидацию последствий произошедшего в этом году (в 2013-м – прим. М.Т.) наводнения.

Правительство области надеется, что вы с вашим огромным жизненным опытом сможете понять ситуацию и сделаете правильный выбор”.

Вроде бы все так. Но очень грустный осадок от всей этой истории. Их, живших при социализме, строивших БАМ, осваивавших целину, работавших на комсомольских стройках, трудно сейчас убедить, что времена не те, что были. И понять им невозможно, что со своей трудовой биографией они не заслужили старости в собственной квартире, в окружении детей и внуков. И доживать должны не там, где хотят, а там, где есть свободное место…

Марина ТИШКОВА.

Фото автора.

{jcomments on}

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Больше записей