«Прошла беда…»
Минувшим летом на территории Зейского района был объявлен режим ЧС, связанный с ливневыми дождями. В результате паводка пострадали жители некоторых населённых пунктов. Предпринятые меры по ликвидации последствий, без всякого преувеличения, можно назвать беспрецедентными. Большая вода в бассейне Зеи – не редкость, и на слуху известные всем наводнения прошлых лет, но ещё никогда для противодействия стихии не были задействованы такие значительные силы и средства. Что касается компенсационных выплат гражданам, то с начала паводка и по февраль только жители Зейского района получили миллиард рублей.
С самого начала нашей общей беды на страницах “ЗВ” мы рассказывали о борьбе людей со стихией. В те дни корреспонденты не единожды побывали в “горячих точках”, встречались с пострадавшими, рассказывали об их проблемах и о том, что делается спасателями. Рассказывали о победах, неудачах и просчётах. Тогда, при всём драматизме ситуации, всё было ясно и понятно: вот вода, вот пострадавшие, а вот те, кто пытается им помочь.
Но “прошла беда, крестьянин встал и…” И дальше ситуация стала развиваться почти что в полном соответствии с известной басней Ивана Крылова, когда на первое место вышли личные интересы. Речь идёт о компенсационных выплатах пострадавшим. Предвосхищая возможные обвинения в бездушии, чёрствости, цинизме и прочих смертных грехах, сразу же поясняем, что говорим сейчас не о тех, кто на самом деле лишился жилья или в результате подтопления оно находится в таком состоянии, что нуждается в срочном ремонте. Здесь нет (да и не может быть) никаких вопросов – людям нужно оказать государственную поддержку для того, чтобы они могли восстановить, купить или построить новое жильё. Но претендентов на получение денег с каждым днём становится всё больше и больше.
Ручейки превратились в реки
В редакцию “ЗВ” поступило письмо от нескольких жителей посёлка Юбилейного. Авторы считают, что в материале «Право на претензию никто не оспаривает», помещённом в “ЗВ” № 10 от 30 января, оскорблены их чувства. Но редакция газеты – не судебная инстанция и не вправе определять: кто имеет право на получение компенсации, а кто – нет.
Также в письме описывается последний дождь августа 2013 года: «После тридцатиминутного ливня с сопки, с распадка, обрушился водопад метра три-четыре шириной, который продолжался три часа. Посёлок оказался в плену водной стихии, вода смывала всё на своём пути, скатываясь к реке. Все ручейки превратились в реки. Улица Лесная и так построена на мари, в низине, а в период дождей все дома на этой улице плавали в воде. По Подгорной улице шёл такой поток воды со склона около 100 метров, что дети четырёх-пяти лет не могли устоять на ногах, родители вылавливали их из потока воды. Кроме того, у подножья сопки, по всему склону, до самой реки проснулись ключи, которые забили в огородах, подпольях, под домами, нанося этим значительные разрушения. Обрушились многие колодцы».
Только по решению суда
Залитые водой дома и уносимые бурными потоками малолетние дети вряд ли могли кого-то оставить равнодушным, а потому мы попросили прокомментировать эту информацию главу Зейского района Андрея Сухомесова.
– В администрацию района также поступило коллективное письмо от жителей посёлка Юбилейного, – пояснил Андрей Модестович, – и я тоже прочитал в нём описание драматических событий, связанных с угрозой для жизни детей, проживающих в посёлке. Поясняю, что в период чрезвычайной ситуации дважды в сутки проходило заседание штаба. На нём регулярно докладывалось о том, что происходит в населённых пунктах района. Информация о том, что скатывающаяся со склона сопки вода затапливала дома жителей Юбилейного, а взрослым приходилось выхватывать из потоков малолетних детей, к нам не поступала. Случись там нечто подобное, то нам сообщили бы незамедлительно, поскольку в этом посёлке (как, впрочем, и в других населённых пунктах) всё это время находился отряд спасателей, с которыми поддерживалась регулярная радиосвязь.
– Авторы письма утверждают, что домам посёлка причинены значительные разрушения…
– В Юбилейном я был неоднократно, как в период чрезвычайной ситуации, так и после него, но ни одного дома со “значительными разрушениями”, возникшими в результате затопления, там я не видел. Правда в одном из домов начал ощущаться запах газа. Возможно, это стало следствием подъёма грунтовых вод.
В период ЧС проблема посёлка заключалась в том, что он оказался отрезанным от сухопутного сообщения с внешним миром. Несмотря на это, продукты в посёлок завозились регулярно, было налажено воздушное сообщение (вывозили и завозили людей). Об этом я не единожды напоминал на информационных встречах с жителями.
Хотя в ту пору Юбилейный был не самым проблемным посёлком, я дважды прилетал туда на вертолёте с губернатором. Олег Кожемяко вместе с главой поселения проезжал по всему посёлку, беседовал с жителями, побывал в их домах, но нигде не нашёл признаков катастрофы. Нужно отметить, что Олег Николаевич – человек дотошный и обстоятельно изучил ситуацию. Если бы были признаки реальной угрозы, то вряд ли это прошло бы мимо его внимания. Побывали на реке, где он поинтересовался уровнем воды и динамикой её подъёма, в детском саду обстоятельно расспросил персонал обо всех проблемах… И так везде.
Когда с посёлком было налажено сухопутное сообщение, то я побывал там вместе с межведомственной комиссией. Работа была организована по определённому порядку: жители, которые считают, что у них возникли проблемы с жильём, несут заявление в сельсовет. На основании заявления работники сельсовета готовят предварительную информацию о составе семьи, регистрации и так далее. Таким образом, собирается первоначальный пакет документов.
Насколько я помню, таких заявлений на момент приезда комиссии было восемь. Все они поступили от жителей улицы Набережной. Вместе с комиссией я побывал в их домах. Беседовали с людьми, фотографировали, оформляли заявления. У кого-то был подтоплен участок огорода, у кого-то – баня или сарай… Комиссия работала открыто, среди белого дня, на виду у жителей. Не было никаких предпосылок к тому, что потом в этом посёлке возникнет такой ажиотаж.
– Если судить по полученным коллективным заявлениям, люди не оставляют надежду на получение денег. Что нужно предпринять тем, кто намерен добиться выплат?
– На всех встречах с жителями населённых пунктов района я объясняю, что выплаты будут производиться только на основании судебного решения. Сегодня никакая комиссия и никакой специалист не придут и не признают человека пострадавшим.
Каждый человек имеет конституционное право на то, чтобы обратиться за судебной защитой своих законных прав и интересов. Если владелец дома или наниматель муниципального жилья считает, что в результате паводка минувшего года у него начала разрушаться печь или перекосило пол, жильё требует ремонта, то для установления размеров ущерба и причин, приведших к нему, потребуется организация проведения экспертизы. Если будет доказана причинно-следственная связь между наводнением и возникшими разрушениями, то у заявителя есть все шансы для того, чтобы получить причитающиеся по закону деньги.
Григорий ФИЛАТОВ.
Фото автора.
{jcomments on}
Добавить комментарий