Зеягэсстрою – 50 лет
Возраст домостроительного завода – чуть меньше, чем всей стройки. Однако без этого важного звена, в котором трудились замечательные и выдающиеся мастера своего дела, вряд ли могло состояться в полном объёме строительство всей Зейской ГЭС: завод возводил жильё и объекты, обеспечивающие пребывание многих сотен и тысяч новых, приехавших в наш суровый край со всего Советского Союза, горожан: школы, детские сады, объекты социальной значимости.
Сегодня сложно представить, что всего-то полвека назад на месте будущего первого Светлого шумела тайга, а портрет города разительно отличался от того, к чему мы, родившиеся уже после, привыкли как к данности. Но тогда в Зее кипела строительная жизнь, не замолкая ни на минуту ни днём, ни ночью. Это была отдельная, очень важная эпоха.
Ещё труднее представить нам, избалованным и изнеженным цивилизацией, то, что на объектах, практически на всех работах трудились тогда наравне (а иногда и опережая) с мужчинами хрупкие создания – женщины.
Как успевали они и где брали силы, чтобы не только справляться с непосильной нагрузкой, но и строить семьи, рожать и воспитывать детей?
Накануне начала весны мы решили рассказать о некоторых из них – прекрасных и удивительных женщинах, отдавших годы и десятки лет неженской работе под названием «строительство».
Сегодня невозможно даже просто перечислить всех, кто крупицами своей деятельности, непосильного труда и в прямом, и в переносном смысле возводил стройку. Все они – в светлых окнах домов одноимённого посёлка.
Людмила Ширяева пятнадцать лет трудилась на заводе крановщицей. Монтаж, бешеный ритм… Работать с бригадами бетонщиков и арматурщиков было не просто, но вот – первый куб бетона, блоки домостроения, а самое главное – бетониты отгружены на перекрытие строптивой реки.
Ещё менее женская работа была у Галины Фролковой – бригадира бетонщиков.
«Что такое, на беглый взгляд, работа бетонщика? – рассказывают строители. – Подали раствор – бери в руки вибратор или включай вибростол и трудись. Но это только на первый взгляд. Прежде чем произвести бетонирование, форму готовят к операции: сначала с ней работают арматурщики, периодически приходят контролёры, лаборанты, мастера да начальники… И все – с таким таинственным видом, непосвящённому – невдомёк! Работа сложная, кропотливая. Халатность одного может повредить общему делу».
Но и результаты были потрясающими: поставка комплектующих железобетонных изделий на строительные объекты Светлого намного опережала график. А начинали изготовление железобетонных изделий для посёлка Светлого две бригады: Фаины Сплавской и Ольги Рыбай. Первые дома – №№ 27, 23, 24 и 25. Работники завода вспоминают, как в один из ясных дней золотой осени главный инженер привёз бригаду бетонщиков к вырытому котловану на склон хребта Тукурингра и сообщил о том, что это – начало строительства первого дома постоянного посёлка гидростроителей, который будет назван Светлым.
В трудовой книжке Галины Иванищевой одна из записей – тоже совсем не женской специальности: «сварщик контактной сварки». Она пришла на завод в день своего рождения, да так и прикипела душой к производству. Для того чтобы освоить новую для себя профессию, ей пришлось учиться читать чертежи, изучать непривычные названия арматуры. Особенно страшно было в первый раз включить станок! «Сейчас это смешно, – говорит Галина Ивановна, – а тогда было не до смеха!». Но мастер освоилась и потом научила не одного новичка это сложной профессии.
С бетонного завода начала свою деятельность на стройке Раиса Богачёва, а потом трудилась оператором бетонно-смесительного узла. «На пульте – десятки тумблеров, лампочек, кнопок, – вспоминают её коллеги, – за руками оператора – не уследить! И кажется порой, что и прикосновения не было, а дозировка выполнена!».
Лидия Радченко – из местных жителей, но, заражённая энтузиазмом молодых строителей, которых гостеприимно пустили на постой, пока возводились деревянные дома посёлка Временного, тоже потянулась к возведению первенца гидроэнергетики. В результате 20 лет она посвятила стройке. С двумя маленькими детьми вслед за мужем из далёкой Воркуты приехала в Зею Нина Смурыгина и 25 лет отработала водителем кары. О своём решении, говорит Нина Алексеевна, не пожалела ни разу.
Мария Шишкина с семьёй приехала в Зею из Астрахани. О будущей ГЭС они прочитали в газете и решили: надо! «Приехали, – говорит, – и окунулись в завораживающие необыкновенной красотой края – с лесными ягодами, цветущим багульником. Такого никогда не видели!». Арматурщица Тамара Белая после окончания техникума перешла работать мастером. Она налаживала выпуск железобетонных панелей для жилых домов специальной антисейсмической серии. В арматурном цехе трудилась и Валентина Зайцева. Как отзываются о ней коллеги, жажда знаний, стремление учиться привело её в энергостроительный техникум, который она успешно окончила. Поэтому, когда Валентине Ильиничне предложили инженерную должность, сомнений не было.
На заводе работало много женщин, большинство выполняли тяжёлый, почти каторжный физический труд. О каждой из работниц завода можно рассказывать долго – как давались все эти показатели и нормы, сколько сил и здоровья забрала стройка, но и сколько радости было после каждого достижения, каждой победы над собой и непокорным материалом.
Они бережно хранят все воспоминания, проводят вечера встреч, вспоминают, как тогда всё было, как строился город, носящий теперь почётное звание – город энергетиков. Благодаря этим хрупким монтажницам, крановщицам, арматурщицам, мотористкам, бетонщицам и сегодня мы любуемся строгим и элегантным посёлком, имя которому – Светлый.
Лариса Федотова.
Фото из архива работников домостроительного завода.
Почти землепроходцы
В «Энциклопедии Амурской области» написано: «При рытье котлована под завод крупнопанельного домостроения (в Зее) бульдозерист вырыл (с помощью техники, разумеется) останки мамонта: три шейных позвонка и бивень».
Вот на каких суровых землях возводили строители город энергетиков!
{jcomments on}
Добавить комментарий