Два рейса на проран

Зеягэсстрою – 50 лет

Пару лет назад на страницах “ЗВ” мы уже рассказывали об Анатолии Федоровцеве. Публикация была посвящена его попытке получить электроэнергию с помощью ветра. Было несколько проектов и действующих моделей, но стабильной работы ветрогенераторов добиться пока что не удалось. Из неудач делаются выводы, и деятельный человек не намерен отступать от своей задумки. Но, как выяснилось, он ещё и гидростроитель со стажем.

Поэт и конструктор, да просто неугомонный по характеру человек Анатолий Федоровцев вместе с сослуживцами в 1969 году приехал в Зею строить ГЭС.

– Ехали по призыву души, – смеется Анатолий Гаврилович, – но скоро из восьми нас осталось двое. Не всем понравилось здесь: проблемы с жильём, морозы, неустроенный быт.

Демобилизованный воин устроился шофёром на автобазу АТУ (автотранспортное управление) Зеягэсстроя, так и работал там бессменно. Трудился в основном на самосвалах разных марок, включая огромные БелАЗы.

Беседовать с Анатолием Гавриловичем одно удовольствие. Планировал ограничиться двадцатиминутным разговором с ветераном-гидростроителем, а просидел без малого час. И не заметил, как пролетело время, потому что тот с увлечением читал написанную им поэму о строителях в честь пуска станции на полную мощность. В ней автор красочно живописал не только этапы возведения станции, но и вывел характеры своих героев. Не остались без внимания многие рядовые работники и руководители, включая самого начальника стройки Алексея Шохина.

А начальник стройки нашей

Был умён, горяч, горласт.

Если кто-то напартачил,

Будь уверен – «жизни даст».

– Алексей Михайлович, – вспоминает ветеран, – услышав свой стихотворный образ, только посмеялся. Строгим он был человеком, требовательным, но чванства в нём не наблюдалось. Держался просто, без гонора. Таких руководителей сейчас уж нет.

Поэма «Я про Зею и про нас…», написанная в духе «Василия Тёркина», появилась на страницах многотиражки “Огни Зеи” в июле 1980 года. Читал её автор перед переполненным залом слушателей, собравшихся по поводу знаменательного события. Слушали строители, затаив дыхание, а потом разразились аплодисментами.

Завершается поэма трогающими за душу строчками:

Память наша, сердце наше

Будут всё хранить.

Места нет родней и краше,

Где пришлось нам жить!

Всё, к чему мы шли годами,

Ближе с каждым днём.

Счастлив я, не зря мы с вами

Дышим и живём!

Прошли годы, рукопись куда-то затерялась, и Анатолий Гаврилович решил было, что уж больше никогда не увидит своё творение, но, как оказалось, есть люди, которые бережно хранят архивы. Так через несколько лет поэма вернулась к автору.

– В перекрытии Зеи участвовали?

– А как же. Правда всего две ходки удалось тогда сделать. Но это целая история. Реку мы почти засыпали, и оставался проран шириной метров 20. Считаю, что силами нашего предприятия мы легко засыпали бы и его (кстати, в моей поэме была целая глава, посвящённая этому, но её заставили выбросить). Но к тому времени сюда понагнали массу техники с других строек (даже из Узбекистана). Место проведения работ охраняли по периметру работники МВД, КГБ, курсанты…

Утром была моя смена и мы отправились к месту погрузки. В кабине вместе со мной был узбек, приехавший к нам в командировку. Место перекрытия и дорога к нему были украшены флагами, лозунгами, транспарантами. Недалеко от места перекрытия меня остановила охрана. Заставили моего пассажира выйти из кабины, а я поехал на отсыпку. Груз сбрасывал в реку под гром музыки и блики фотовспышек. Высыпал и поехал обратно за бетонными блоками, но пока ездил, оказалось, что уже и преграждать нечего – река перекрыта.

– А как вас угораздило поэзией заняться?

– На МАЗе работал, возил бетон. Ну, пока своей очереди на погрузку-разгрузку ждёшь в кабине, скучно. Вот я и начал потихоньку писать стихи. Я и поэму свою в кабине сочинил за два дня. Бумаги под рукой не было, но нашёл где-то бумажный рулон от какого-то прибора-самописца. Его разматывал и писал. Потом он долго у меня хранился, а может, и сейчас где-то лежит.

Работать приходилось в самом жёстком ритме и всё время нужно было увеличивать количество рейсов. Но чем больше рейсов мы делали, тем ниже были расценки, а значит, нужно было без конца участвовать в этой изматывающей гонке. Но об этом как-нибудь в следующий раз.

Григорий ФИЛАТОВ.

Фото автора.

{jcomments on}

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Больше записей