Нет сдачи, чья проблема?

«С вас – 280.80», – объявляет молоденькая кассирша в супермаркете и, отсчитав с «пятисотки» ровно 219 рублей сдачи, вежливо улыбается уже следующему покупателю. «А 20 копеек?» – эмоция вырывается сразу, мысль приходит позже: действительно, ну почему кто-то берёт на себя право распоряжаться моими кровно заработанными деньгами, пусть и мелочью? Они же, в конце концов, не с неба упали? Девочка на кассе одаривает меня недовольным взглядом, тихо бормочет, что в кассе, «между прочим», не всегда есть размен, и кладёт в блюдце две десятикопеечные монетки.

«Сдачи не дам, идите, меняйте», «Мелочь не принимаем», «Копеек нет, возьмите коробок спичек», «Десять копеек буду должна», – каждый нередко становился свидетелем или адресатом таких фраз. По моим личным наблюдениям, большинство покупателей соглашаются (от широты души ли, или не желая выглядеть «скрягой» в глазах очереди), меньшинство отвечает, что это – их проблема, и сдача тут же находится.

Так «их» или «не их»? И кто должен заботиться о наличии разменных денег в магазине?

«Закон однозначно на стороне покупателя, – комментирует ситуацию юрист Зейского межрайонного территориального отдела Роспотребнадзора по городу Зее, Зейскому и Магдагачинскому районам Наталья Львова. – В частности, что касается навязывания продавцом спичек или других мелких товаров по причине отсутствия разменных денег в кассе, статья 16 «Закона о правах потребителя» прямо говорит, что «обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг) запрещается». Продавец обязан дать сдачу деньгами в полном размере, а приобретать спички или жевательную резинку – личное дело покупателя».

Однозначен закон и в отношении обеспечения кассового аппарата мелочью, а также приёма от покупателя денег любого достоинства. Статья 30 Федерального закона «О Центральном банке РФ» гарантирует, что банкноты и монеты Банка России обязательны к приёму по нарицательной стоимости при осуществлении всех видов платежей. То есть принять в магазине обязаны монетки достоинством и в одну, и в пять копеек – их ещё никто из оборота не изымал. Теперь что касается «идите, разменяйте». Есть официальное письмо Министерства финансов РФ (№ 104) под названием «Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением». В нём сказано, что руководство магазина обязано снабдить кассира разменными деньгами «в количестве, необходимом для расчётов с покупателем». Поэтому в любое время суток, с любыми деньгами можно прийти в любой магазин, и кассир обязан найти сдачу (позаботившись о её наличии заранее). Это прямая должностная обязанность старшего продавца, менеджера или заведующего.

Если продавец всё же отказывает в продаже товара по причине отсутствия сдачи, он нарушает и так называемый публичный договор, каковым является розничная купля-продажа. В этом случае, как советуют знающие покупатели, нужно потребовать книгу жалоб, можно обратиться в отдел по защите прав потребителей или даже… в полицию – из принципа. Но, как правило, до этого не доходит, сдача настойчивым и грамотным покупателям находится без проблем.

Лариса Федотова.

{jcomments on}

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Больше записей