Фотокарточки, собранные воедино в альбом, – это зримая летопись семьи, запечатленное древо жизни, прекрасное средство воспитания. У меня сохранилось несколько семейных альбомов, и я частенько заглядываю в них, чтобы вспомнить о давно минувших днях и о том, что происходило совсем недавно.
Вот и сегодня появилось желание вновь полистать страницы семейной реликвии, вспомнить тех, кто давно ушел из этой жизни, и тех, кто сейчас далеко от меня. Первая в альбоме, как и положено, фотография деда, с которой смотрит на меня мужчина средних лет, с клиновидной бородкой, при галстуке. Да, мой дед по отцовской линии был интеллигент. И фотографии этой, очевидно, не менее ста лет. В те годы он был старостой села Утяшкино Казанской губернии, у него первого в селе появились патефон и велосипед.
На прииске в тридцатых годах прошлого века фотоаппаратов не было. А два-три раза в год приезжал в поселок фотограф из Зеи, поэтому кое-что из тех далеких лет удалось запечатлеть на память. Например, вот это: 1935 год. На фотографии наша семья: отец, мать и трое детей. Мне – два года.
А на другой фотографии, которая была сделана в 1946 году, наша семья состоит уже из девяти человек: родителей и нас, семерых детей. Но вот что удивительно: время послевоенное, тяжелое, а мы на фото все стоим в беленьких чистеньких рубашках. Остаётся только удивляться и гадать: как это наша мать в это трудное время умудрилась так хорошо и красиво нас одеть?
Очень сожалею, что за четыре года учёбы в золотогорской школе мы ни разу не сфотографировались. А вот когда я учился в пятом и шестом классах на прииске Кировском, нашему классу удалось сфотографироваться аж дважды. Вот фото моих одноклассников: Вера Романовская, Володя Крицкий, Мария Лузан, Алексей Елчев, Серафима Вишневская (очень симпатичная девочка), Володя Гредюшко и я.
Седьмой класс я заканчивал на прииске Комсомольском. (был такой в нашем районе – в 18 километрах от Золотой Горы). Сохранилось фото нашего седьмого, выпускного класса, с которого смотрят на меня: Витя Знаенок – был среди нас самым маленьким и самым шустрым; Саша Онуфриев, Мария Лузан, Алексей Елчев – учился плохо, но зато был с практической жилкой; Клава Селиверстова – до седьмого класса успела в течение двух лет поработать дояркой; Володя Белов и я. Фамилии остальных одноклассниц вспомнить не смог.
Что мне известно о моих одноклассниках? Очень мало. Вера Романовская, Клава Селиверстова и Лида Хаткевич окончили Благовещенский финансовый техникум и работали заведующими банками в Благовещенске, Ташкенте и Тыгде. Виктор Знаенок окончил Хабаровский институт железнодорожного транспорта. Сейчас живет в Иркутской области. Ляля Самойлова стала врачом. Живет в Благовещенске. Судьба остальных одноклассников мне неизвестна.
Дорога мне фотография 1946 года, на которой запечатлены участники художественной самодеятельности при нашем золотогорском клубе. Смотрю на них, и так они мне близки и милы! В центре фото – баянист Иван Добрынин. А рядом заведующий клубом Жора Муратов, Михаил Трухин, Вася Веснин, Дора Старикова, заведующая почтой Анна Пичужкина, мой старший брат Михаил и ещё пять человек. И как приятно сегодня осознавать, что и во время войны, и в послевоенные годы культура в нашем поселке была не на последнем месте.
А это я уже курсант Благовещенского речного училища – 1950 год. Казарма – длинное, узкое помещение. Хорошо видны двухъярусные койки. Капитан-лейтенант Быков сфотографирован на фоне красивого здания училища.
На этой фотографии праздничная колонна нашего училища на Первомайской демонстрации. Возглавляет ее начальник Виктор Данилов. Чтобы наше училище достойно выглядело на праздничных демонстрациях, мы, курсанты, в течение месяца перед праздниками по два-три часа ежедневно проводили строевую подготовку. А в канун праздника до блеска чистили пряжки на ремнях и туфли-корочки. Брюки-клёш гладили так, что об их стрелку можно было палец порезать. Выдавали нам и белые перчатки. В праздник наша колонна торжественно, красиво проходила по площади, вызывая восторг и восхищение у людей.
А на этой фотографии наша группа курсантов судомеханического отделения. Все молодые, симпатичные, в морской форме – любо посмотреть.
Ну, а после был Иркутский медицинский институт. Кафедра нормальной анатомии, 1954 год. Наша группа. В центре фотографии – заведующий кафедрой профессор Апполинарий Казанцев. А позади нас с распростертыми руками стоит скелет.
…А здесь я сфотографирован у нашего институтского общежития – деревянного двухэтажного барака с печным отоплением на окраине города. На этой фотографии – на сельхозработах. Здесь – с коллегами факультетской клиники. В центре – заведующий кафедрой терапии Степан Позднов. Врач от Бога: не имея никаких научных званий, он занимал профессорскую должность.
К своему великому сожалению и стыду о судьбе однокурсников ни училища, ни института ничего не знаю.
Ну, а дальше – работа: главный врач Ленинской ЦРБ, главный врач Хинганской ЦРБ, участковый терапевт Зейской ЦРБ. Вот мы, сотрудники Хинганской больницы, после проведения субботника по уборке территории присели отдохнуть на лавочке в больничном саду.
На одной из страниц фотоальбома помещены фотографии всех пятерых моих братьев и моя – где все мы в военной форме: мы со старшим братом Михаилом – в морской, а Анатолий, Иван, Геннадий и Виктор – в солдатской. Никто из нас не был участником никаких войн, но свой воинский долг Родине отдали честно, как, впрочем, и трудовой. А на следующей странице альбома помещена фотография сестры Марины, которая всю жизнь трудилась фармацевтом.
…Проработав в течение 15 лет участковым терапевтом зейской больницы, я сфотографировался с коллегами всего однажды – в июле 1995 года. На фотографии: Галина Ивон, старший терапевт поликлиники, Ольга Кутихина, Наталья Жерехова и рано ушедшая из жизни Людмила Яцик, медсестры и я. Очень жаль, что мы так редко фотографировались.
Запечатлены в фотографиях и мои путешествия по родной стране: Москва, Ленинград, Крым, круиз по Черному морю на теплоходе «Россия», экскурсия по Амуру на теплоходе «Миклухо-Маклай».
Во многих семьях можно встретить фотоальбом «Наш ребенок». Его охотно показывают всем, кто бывает в доме, при этом рассказывают о способностях и достижениях наследника, который, кстати, нередко сидит здесь же, за столом, с полной тарелкой сладостей. Хвалебные слова в свой адрес малыш воспринимает не без видимого удовольствия. Ему всего от горшка два вершка, но он уже «герой» семьи.
Семейные фотоальбомы в своей жизни пережили всякое. Бывали годы, когда ими увлекались все. Бывало, когда к ним относились равнодушно. Были и годы забвения, когда фотоснимки считали пережитком прошлого и мещанством. Престижны ли они сегодня, когда почти в каждой семье есть цифровые фотоаппараты и техникой фотографирования владеют все – от малого до старого? Думаю, что да. По крайней мере, мой семейный альбом постоянно пополняется новыми фотографиями.
Но в любом случае знание своей родословной, сохранение памяти о родных людях, о делах старшего поколения свято. Фотоаппараты схватывают мгновения нашей жизни, которые уже не повторятся никогда. И они сохранятся для вас и ваших потомков. Фотографии альбома – впечатляющий рассказ о семейных корнях. Хорошо бы вернуть ему традиционную роль хранителя памяти.
Николай Сачков.
{jcomments on}
Добавить комментарий