Зеягэсстрою – 50 лет
Мария Барышева перебралась из Хабаровского края к сестре в Зею в 1966 году, когда ей едва исполнилось 18 лет. Маленькую и худенькую её принимали за школьницу. Родственник привел её, в буквальном смысле слова, за руку в Гидромонтаж, куда девушку приняли учеником геодезиста. Об этой специальности Маша на тот момент не имела никакого понятия. Это чуть позже она поступила в Благовещенский коммунально-строительный техникум, который закончила заочно. Но к тому времени она была уже настоящим профессионалом, имея за плечами большую практику. Вот такой юной девчонкой довелось ей быть причастной к строительству Зейской ГЭС, где их организация проводила геодезические работы.
Мария Андреевна сегодня вспоминает, что ее первым учителем-практиком по геодезии был Анатолий Канин. А первый начальник Михаил Лабинцев относился к Марии, как к собственной дочке. Это с его легкой руки Машу стали называть Манюней.
Над ней и шутить пытались, как над ребенком. Она вспоминает, что в поселке Временном строили котельную (сейчас её уже нет). Марии предстояло сделать замеры. Она вытащила теодолит из сумки-футляра и приступила к работе. Строители, которые были неподалеку, увидев, что девушка далеко отошла от места, где лежит футляр от теодолита, запустили в него мышей-полевок, которых наловили заранее.
Маша, окончив работу, пошла упаковывать инструмент. Приподняв сумку, почувствовала, что она потяжелела. Открывает, а там… Но она не закричала, не стала убегать. Равнодушно перевернула сумку, вытряхнув мышек, и стала укладывать теодолит. В общем, говорит, что мышей она ничуточки не боялась. Поэтому ребята крупно просчитались, и повода погоготать от души на этот раз у них не было.
– На затворах, которые сейчас закрывают-открывают во время холостых сбросов с плотины, я устанавливала вертикали нивелиром, отстреливала направляющие теодолитом, – вспоминает Мария Андреевна, – так что есть там и частичка моего труда.
Ну а если еще вспомнить о том, что работу эту приходилось делать на высоте 300 метров, на верхней эстакаде, по которой ходил кран, и что ширина её была порядка 40 сантиметров, то можно представить, какой это был труд.
– Нет, страшно не было, – смеется Мария Андреевна, – мы вместе с монтажником делали замеры, он ходил с рейкой, я с прибором. О том, что высоко, даже не думали, ведь работу надо было выполнить.
В то время заместителем главного инженера Зеягэсстроя работал Роальд Годасс. Он приехал с инспекцией и ходил с работниками внизу строящейся плотины. Маша в это время делала замеры. Для нивелира не хватало вылета, и она, подобрав дощечку, выставила на несколько сантиметров вперед, чтобы установить треногу. «Отстрелявшись», подняла прибор, чтобы перейти на другую точку. И… деревяшка полетела вниз, приземлившись прямиком на каску Роальда Оскаровича. Геодезистка похолодела, глядя вниз. Начальник поднял голову, а девушка, как нашкодивший ребенок, отпрянула назад – может, не заметит?
– Нас, комсомольцев, – говорит Мария Барышева, – часто привлекали к работе по очистке блоков плотины. Спускались в них по лестницам. После того как очистка была сделана, приходили лаборанты, которые буквально носовым платком проверяли, чистые ли поверхности. Если оставалось хоть немного грязи, работу возобновляли. После нас оставшуюся микроскопическую пыль выдували компрессором. Такая очистка была необходима для лучшего сцепления бетона, который заливался в блоки.
Тем, кто проявлял себя на работе, давали квартиры. Мария Андреевна вспоминает, что одним из первых получил квартиру Григорий Габдурахманов, который был передовиком производства.
Будущего своего супруга – Валентина Барышева, известного в городе и районе спортсмена, Мария встретила на танцах в «Ровеснике». Говорит, пригласила на «белый танец». Он жил неподалеку от её сестры, и Маша, осмелившись, сделала первый шаг. А вскоре они сыграли свадьбу. Вырастили с мужем двоих сыновей.
На вопрос, есть ли ощущение гордости оттого, что причастна к такой масштабной стройке, Мария Андреевна отвечает:
– Конечно. Мы знали, что делаем это для нашей страны, нашего народа. А сейчас обидно: построили-то ГЭС мы, а вот за электроэнергию платим сегодня о-го-го сколько. Несправедливо это.
Мария Барышева успела поработать на строительстве гидростанции, на КПД начальником отдела капитального строительства, почти 15 лет – в районной администрации, но говорит, что самые замечательные годы были тогда, когда они, молодые и задорные, строили Зейскую ГЭС.
Марина ТИШКОВА.
Фото из архива Марии Барышевой.
{jcomments on}
Добавить комментарий