После выхода материала «Предприниматели возмущены деятельностью заезжих конкурентов» («ЗВ» № 69 от 10 июня) в редакцию поступило множество звонков и писем от жителей города.
Речь шла о том, что местные владельцы магазинов считают торговлю на вещевых ярмарках, недавно появившихся в городе, нечестной конкуренцией. Инициатор встречи предпринимателей в кабинете главы администрации города Вячеслава Сорочука Галина Глотова утверждает (и с ней согласны её коллеги), что продавать товар по запредельно низким ценам недопустимо. Местные торговцы подозревают, что налицо – нарушение «гостями» законодательства, и настаивают на всесторонней проверке их деятельности.
И хотя работники бизнеса в своих аргументах были убедительны, многие жители города не разделяют их позицию. Обращаясь в редакцию, они высказывались в довольно резкой форме о том, что конкуренция должна восприниматься нормально. Люди говорили, что разговор о налогах и законности – лишь прикрытие, основной мотив – потеря собственной прибыли. А ещё о том, что нечестно давить с помощью администрации на тех, к кому потянулись покупатели. Мы встретились с Галиной Глотовой и озвучили мнение жителей города.
– Галина Дмитриевна, в разговоре при главе несколько раз прозвучало обвинение в адрес приезжих торговцев в том, что они, установив более привлекательные для населения цены, тем самым ведут нечестную конкуренцию. Но разве ценовой метод не является законным? Многие магазины предлагают, к примеру, сезонные скидки, акции, «обвалы цен». И напротив, нечестной, по мнению читателей, является борьба, при которой используются неэкономические методы: предприниматель заботится не о том, чтобы развить собственное дело, сделать его более привлекательным (с помощью гибких цен, рекламы, акций), а о том, как задушить конкурента, используя административные или силовые методы.
– Честная конкуренция – это когда все находятся в равных условиях и платят равные налоги. Мы не пытались их раздавить, мы пытались навести порядок. Недобросовестность можно выявить только административным путем. Кое-каких вещей по такой цене, как предлагают они, быть не может. Приведу пример. Не так давно мне в Благовещенске с машины предлагали набор посуды фирмы «Zepter» за пять тысяч рублей. Настоящий, не контрафакт. Я его не купила. И не только потому, что у меня такой есть, но потому что он – ворованный: стоить такой набор меньше 30 тысяч не может. Я позвонила в полицию, там мне предложили стать свидетелем, так как у них уже было заявление, что разграблен контейнер с цептеровской посудой. Поэтому мы и бьём тревогу сейчас: не ворованные ли вещи предлагают нам?
– Но опять же – дело ли это сторонних предпринимателей влезать в работу других магазинов и инициировать проверку?
– А кто из обыкновенных покупателей сможет разобраться во всех этих нюансах? Для того чтобы сделать сравнение, нужно иметь специфические знания о ценах производителей на те или иные товары. Не этично было бы прибегать к силовым методам, привлекать же к проверке органы – нормально. Мы имеем на это право. Если там всё честно, пусть торгуют, но мы должны быть в равных условиях.
– Вы имеете в виду, в том числе, налоги?
– Да. Платит мелкий бизнес с площади до 150 квадратных метров единый налог на вменённый доход. Принцип такой: продал – не продал, получил прибыль или нет – никого не волнует, определённую сумму вынь и заплати. Сумма эта довольно приличная – около 300 тысяч рублей в год, и идёт она в полном размере в бюджет города. На ярмарках площадь помещения больше 150 квадратов, система налогообложения там другая: определённый процент с дохода. Проще говоря, продал – заплатил, не продал – не заплатил. Документ, подтверждающий продажу, – кассовый чек, отсюда заинтересованность в том, чтобы товар через кассу не проходил. К тому же этот налог идёт по месту регистрации предпринимателя, то есть мимо бюджета нашего города. Вот это – нечестный бизнес.
– Но людей всё устраивает. Обывателя, по большому счёту, вопрос налогообложения и всех остальных ваших тонкостей волнует мало. Об этом они говорили прямо. Первое, о чём думает покупатель, – бюджет собственной семьи. Трудно представить, чтобы кто-то из соображений «куда пойдёт налог» сделал выбор в пользу дорогой вещи в магазине местного предпринимателя, проигнорировав такую же, но дешевле, у заезжего. Тем более, говорили читатели, они сомневаются в том, что налог пойдёт по назначению, на развитие города.
– Обыватель считает, что налоги его не касаются? После прошлогоднего наводнения Приамурье по уши в кредитах. И мы все так или иначе это ещё почувствуем – возможно, не ценами в магазине, а повышением, скажем, земельного, транспортного налогов или налога на имущество. У меня есть не используемый в предпринимательской деятельности участок земли. В прошлом году его кадастровая стоимость была одна, в этом – стала выше в три раза. Ничего не изменилось: около участка не построили ни станции метро, ни нового торгового центра. Но это значит, что автоматически в три раза увеличится на этот участок земельный налог. И тот, кто говорит, что считает свою копейку, когда придёт извещение об уплате земельного налога, это тоже ощутит.
– Люди выбирают где дешевле ещё по одной причине: высокая цена в магазинах далеко не всегда является гарантом качества. Зачастую она показывает лишь уровень притязаний предпринимателя. Перефразируя мнение читателей: если бы я была точно уверена, что переплачу в магазине, но получу качественный товар, я бы, не раздумывая, выбрала магазин. Но переплачивать за ширпотреб – извольте.
– Да, к сожалению, это так. Не всегда цена действительно пропорциональна качеству, и это – не только у нас, но и в любом другом городе.
– И всё же, большинству моих собеседников за всеми этими разговорами о налогах и развитии города, о борьбе с контрафактом видится лишь ваш (предпринимателей) «шкурный» интерес о собственной прибыли. Вы искренне верите, что когда-нибудь самосознание людей вырастет до того, что, при возможности купить дешевле, они будут приобретать товар дороже с заботой о пополнении бюджета города?
– Повторюсь: конкуренция должна быть честной. А по поводу самосознания… Лично я принципиально не буду покупать ворованные вещи. Думаю, когда-то наше общество станет по-настоящему гражданским. Что касается бюджета, налоги туда идут точно. А вот как они будут использоваться дальше – вопрос не ко мне, а к депутатам, местной власти и так далее. И если у жителей города есть сомнения или вопросы, они могут опять же проявить свою гражданскую позицию и активно участвовать в публичных слушаниях по бюджету, вносить предложения.
Лариса Федотова.
Фото автора.
{jcomments on}
Добавить комментарий