Учились методом гидробиологических проб

Этим летом состоялась полевая учебная экспедиция, организованная сотрудниками Зейского заповедника (при финансовой поддержке Зейской ГЭС) для школьников из клуба «Юные исследователи».

Клуб организован на базе Зейского заповедника полгода назад. Цель его работы – выявление и поддержка одаренных детей, проявляющих интерес к научно-исследовательской деятельности.

 

На выделенные компанией РусГидро средства в здании заповедника оформлен кабинет для занятий со школьниками, появилось компьютерное и лабораторное оборудование – две учебные мини-экспресс-лаборатории «Пчелка». В течение полугода ребята изучали методики проведения исследований, а выезд в учебную экспедицию – их первая полевая практика.

В ходе экспедиции ребята под руководством сотрудников заповедника провели комплексное обследование русла ручья Знаменка. Ручей берет свое начало на территории Зейского заповедника, поэтому его русло в верхнем течении ограждено от любой человеческой деятельности. Однако в нижнем течении ручья, находящемся за пределами охранной зоны, в 90-х годах велась добыча золота вскрышным методом. Поэтому юным исследователям нужно было сравнить часть русла, не затронутую человеком, с участком, на котором велась золотодобыча.

Ребята вместе с руководителем клуба Натальей Стабровой отобрали пробы воды и почвы на разных участках ручья и провели простейшие анализы опытных образцов в полевой лаборатории. Научный сотрудник Елена Красикова помогла юным ученым провести обследование ихтиофауны ручья. Процесс отбора гидробиологических проб школьникам продемонстрировала студентка Пензенского госуниверситета Ольга Серкова, приехавшая в наш заповедник на практику. Ребята также собрали гербарий наиболее характерных для разных участков ручья растений.

– В результате комплексного подхода к исследованиям мы смогли показать учащимся, насколько разрушительной для природы может быть деятельность человека, – поясняет Наталья Стаброва. – Также мы с ребятами смогли воочию увидеть способность природы к самовосстановлению и рассмотреть несколько этапов восстановления растительности после полного уничтожения почвенного покрова. А для рыб нетронутая, самая ценная часть ручья оказалась недоступна из-за резкого понижения уровня в месте разработок.

– Я научился брать пробы воды и исследовать их. Теперь могу определять качество питьевой воды органолептическими методами у себя дома. И я прекрасно провел эти дни! – поделился впечатлениями участник экспедиции Антон Бузанов.

– Исследования, которые мы провели, очень важны. Ведь надо уметь оценивать свои ошибки, чтобы предотвратить экологические катастрофы в будущем, – неожиданно серьезный вывод сделал семиклассник Володя Бочко.

Результаты материалов, собранных в полевой экспедиции, юные экологи представят на школьных конференциях в виде учебных исследовательских работ.

Во время подобной практики ребята чувствуют себя настоящими учеными. Общение с научными сотрудниками позволяет им увидеть возможность применения своих увлечений в будущем, а может быть – даже определиться с выбором профессии. А еще им просто интересно разбивать лагерь, ночевать в палатках, играть в командные игры и петь песни. Ведь серьезная работа – не повод забыть, что летние каникулы продолжаются!

Анна Колмыкова,

заместитель директора заповедника по экопросвещению.

Фото автора.

{jcomments on}

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Больше записей