До конца года в Зейской больнице сократят около 20 коек. По предварительным данным, без работы останутся примерно 10 человек среднего и младшего медицинского персонала. Однако руководство больницы утверждает, что это никак не отразится на пациентах.
Вместо госпитализации – высокие технологии
Слухи о том, что в здравоохранении грядет реорганизация, идут давно. Как оказалось, они не беспочвенны. После нескольких проверок, проведенных министерством здравоохранения Амурской области, главному врачу Зейской больницы Андрею Гибадуллину объявили о том, что коечный фонд необходимо привести к федеральным нормативам.
Они рассчитываются по количеству населения, которое в городе и районе за последнее десятилетие значительно уменьшилось. И если в предыдущие годы мероприятия по сокращению удавалось сдерживать, поскольку больнице шла помощь из городской и районной администраций, то с этого года, когда средства поступают только из областного бюджета, ситуация изменилась. Все мы помним, что не так давно оптимизация коснулась дошкольного образования и вот теперь «добралась» до медицины.
Сегодня в больнице коечный фонд составляет 233 единицы. Но по расчетам на количество жителей, которые проживают в городе и районе, 200 коек – это оптимальная цифра. Настали времена, когда медиков заставили считать деньги. По системе обязательного медицинского страхования сейчас оплачивается только обоснованная госпитализация. Страховщики таким образом добиваются того, чтобы здравоохранение переходило на оказание качественной помощи. По новым стандартам лечения теперь, например, с язвенной болезнью желудка не обязательно ложиться в больницу, лечение можно пройти и на койках дневного стационара. Больных с инфарктами и инсультами после проведения тромболизиса (введение препарата в первые часы заболевания), которым уже в совершенстве владеют зейские кардиологи и анестезиологи, направляют в областной сердечно-сосудистый центр, где продолжается лечение. По статистике, которую приводит заместитель главного врача по лечебной части Наталья Воликова, количество смертей, связанных с этими заболеваниями, в последнее время значительно сократилось.
Женщин не обидят
В большей степени реформа коснётся гинекологии, где от 20 стационарных коек останется десять. Причем отделение гинекологии вольется в хирургическое и, соответственно, переедет в то же здание. По предварительным данным высвободится восемь штатных единиц. Этот факт взволновал пациенток, которые привыкли лечиться в отдельном корпусе.
– Изменения в медицине назрели, – считает заведующая гинекологическим отделением Елена Алексикова, – потому что и в нашей службе нагрузка резко снизилась. В отделении из 20 коек, как правило, занято 10–14. Думаю, если пациенток будет больше, то можно занять палаты и в хирургии, где тоже не все койки заняты больными. Причем женщины при лечении в стационаре предпочитают на ночь уходить домой. Это понятно, каждая волнуется за семью. Но тогда лечение можно пройти и в дневном стационаре, где нет питания и нагрузка на койку – три-четыре человека в день. До сих пор многие считают, что нужно лечь в больницу, чтобы «прокапаться» или пройти обследование. А это необоснованная госпитализация, которая не оплачивается страховыми компаниями. Сложно перестроить психологию пациентов, но это нужно делать.
Руководство больницы заявляет, что женщины особенных неудобств не ощутят, так как гинекологическую службу переведут в крыло, где будет отдельный сестринский пост. Причем врачи недоумевают, чем гинекологические больные отличаются от хирургических? Условия для гигиены будут созданы как для одних, так и для других. А в перспективе при создании травмцентра, который при хорошем раскладе планируется ввести в действие в середине декабря, объединившись, хирургия, травматология и гинекология займут один этаж. В рамках этого проекта будет сделан ремонт в приемном покое. Руководство больницы считает, что новое оснащение и подходы к хирургическим операциям (лапароскопия), в том числе и в гинекологии, позволят сократить сроки госпитализации пациентов.
Впереди – обсуждение
Оптимизация коснется и детского отделения. Его заведующая Елена Плескачевская говорит:
– Сейчас у нас 30 коек, останется 25. Этого достаточно, потому что в детской поликлинике также будет работать дневной стационар. Под сокращение попадут три койки в палате патологии новорожденных и две в палатах общих заболеваний.
Нет четких планов до конца года относительно инфекционного отделения, но и оно подвергнется оптимизации. Зато нетронутой останется служба родовспоможения, так как зейский роддом обслуживает еще и Магдагачинский район, имеет второй уровень классификации и из-за отдаленности от областного центра будет работать в прежнем составе и режиме. Есть планы передать наркологическую службу в областное подчинение (по принципу тубдиспансера) и перевести в здание на Набережной, где сейчас расположена поликлиника.
– Вопросы по грядущей оптимизации обсуждались на сессии, – говорит депутат городского Совета, он же заведующий терапевтическим отделением Василий Шпинев, – приглашали медработников, экономистов. Как только придет согласование из облминздрава, обязательно заслушаем доклад главврача больницы, выскажем своё мнение. Думаю, ажиотажа ни среди персонала, ни среди жителей быть не должно. В терапии, например, в 90-х годах было 85 коек, затем к нам перевели гинекологическое отделение, осталось 65 коек, и ведь ничего, справляемся. В экстренных случаях места всегда находятся.
Живем не по средствам
Переход на новые стандарты лечения с использованием высоких технологий, конечно, радует. Но, как например, убедить бабушку или дедушку с высоким давлением, что лечение должно проходить не в больнице, а на дому? Старой, советской закалки пациенты вряд ли это воспримут положительно, теперь все зависит от врачей, которые должны показать высокий класс мастерства, проводя и назначая лечение не в стационаре, а в поликлинике.
– Поликлинику переведем в другое здание – где сейчас работает терапевтическое отделение, – рассказывает Андрей Гибадуллин, – продлим работу до 20 часов. Кстати, новую терапию планируем сдать в эксплуатацию к Дню города. Сейчас там завершается монтаж пожарной сигнализации. Оптимизация нужна, потому что больница живет не по средствам – наша кредиторская задолженность 33 миллиона рублей. Это потому что на необоснованную госпитализацию, социальных больных тратим большие деньги, которые страховая компания не возмещает. «Кредиторка» есть практически у всех районных больниц, поэтому сокращения будут не только у нас.
По словам Андрея Равиловича, среди врачей сокращения штатов не будет.
– На первом этапе сократим 60 вакансий в городе и районе, те, которые никак не повлияют на оказание медицинской помощи, – заверяет главврач, – это будут завхозы, сестры-хозяйки. С каждым человеком, который станет «жертвой» оптимизации, буду разговаривать лично. Например, есть вакансии в фельдшерско-акушерских пунктах в Березовке и Чалбачах. Почему бы фельдшерам и медсестрам не поработать там, даже вахтовым методом. Это приемлемо.
И если оптимизация практически не коснется Верхнезейской, Береговской, Октябрьской и Бомнакской больниц, то, как говорит Гибадуллин, в Овсянке стационар уменьшат вдвое. К тому же пищу теперь станут готовить не в больнице, а закупать на предприятиях общественного питания. После посещения Овсянки Андрей Равилович ответственно заявляет, что там много больных, которые могут пройти лечение дома, посещая дневной стационар.
– Старость – не повод находиться на больничной койке, – говорит он, – а именно пожилыми людьми с заболеваниями, не требующими госпитализации, заполнены палаты. Думаю, не следует сгущать краски, нагнетать обстановку, каждый свой шаг мы обосновываем, возможно, и появятся издержки на первом этапе. Но уверяю, что пациенты будут оперироваться по современным технологиям, получать своевременную медицинскую помощь. Лекарств в больнице хватает.
Основные вопросы оптимизации уже обговорены с облминздравом, процесс вот-вот начнется. Возможно, уже в декабре-январе первые работники больницы будут предупреждены о сокращении. А пока ждем.
Марина ТИШКОВА.
Фото автора.
{jcomments on}
Добавить комментарий