Зея – маленький Париж? или Размышления по поводу

Скажу сразу, предваряя праведный гнев читателя: я люблю Зею, это мой родной город, город моих родителей и детей. И именно поэтому считаю уместным высказать мнение по поводу.

Мы нередко слышим, а то и гордо повторяем, что Зея – маленький Париж. Ещё бы: жить в провинциальном районном центре или «почти Париже» – есть же разница! Хотя, говорят, с легендарной французской столицей в начале прошлого века, когда кто-то впервые изрёк это выражение, Зею сравнили вовсе не по красоте строений или культурной значимости, а из-за обилия на душу населения... публичных домов.

 

Их, пользовавшихся большим спросом у выходивших с приисков старателей, в городе было целых пять. Вот отсюда – и Париж. Но нам сегодняшним вдаваться в дебри истории не хочется, нам льстит само сравнение. И пусть полгорода упаковано сайдингом, пусть на протяжении километров улиц порой трудно найти хоть одну урну, пусть как величайшее из событий в Зее открывается небольшой кинозал, в то время как настоящий кинотеатр занят совсем другими делами… Это же не главное, главное – Париж! И мы привыкаем и к этой действительности, и к этой до тошноты самовлюблённой лести. Пока… не предоставляется возможность взглянуть на что-то другое и сравнить.

Волей судьбы недавно пришлось посетить Иркутск – город своего студенчества. Впервые через 18 лет. И то ли возраст, то ли работа уже успели оставить свой отпечаток, но взглянула теперь на этот сибирский город совершенно другими глазами. Чистые, по-европейски уютные улочки, кованые урны, на каждом шагу – скамейки и фонтанчики. В клумбах и вазонах – разноцветье, которое «почему-то» там совсем не интересно местным хулиганам. Но даже не это впечатлило, а отношение иркутян к своей истории. Ведь если на скамейки и фонтаны большому городу «разориться» легче, так как финансовые возможности двух городов, конечно же, несравнимы, то сберечь то, что когда-то до нас сделали наши предки, – дело, в большей мере, не средств, а совести.

Центральная часть Иркутска – это живой музей. Этому городу, говорят, одному из немногих в Сибири, каким-то чудом удалось сберечь свой исторический облик и первоначальную планировку. За это там «бьются» не только различные центры по сохранению культурного наследия, но и сами граждане. Поддерживает концепцию сохранения уникального облика города и местное правительство.

Именно поэтому там и сейчас появляются строения, выполненные в характерном стиле, а самое популярное место – возведённый недавно так называемый «модный квартал», сплошь выстроенный в стиле классического русского зодчества. Новостройки в Иркутске не только не нарушают, но дополняют красоту улиц и скверов. Как ни старалась, не нашла (по крайней мере, в центре города) ни одного здания, обитого китайским сайдингом, ни одного упакованного в железо дома. Фасады зданий, многочисленные балконы и балкончики для цветов украшают деревянная резьба и лепнина, большая часть декоративных элементов – современная ажурная ковка, широко применяемая в благоустройстве Иркутска, благодаря чему город выглядит нарядно, самобытно и, как ни странно, по-европейски модно. Дерево, кирпич – единственные материалы, из которых построены дома. Никаких «быстровозводимых» бараков и наскоро слепленных конструкций. Там всё прочно и основательно. И хотя в советское время часть исторически и культурно значимых объектов была разрушена (в том числе – арка Цесаревича, Амурские ворота и другие), какие-то дома уничтожило время или огонь, в городе по-прежнему остаётся 761 памятник деревянного зодчества.

Но полюбовалась, а потом сравнила – и обидно стало за то, как же не бережно мы, зейцы, относимся к своему прошлому. Ведь и в нашем городе достаточно строений, которыми надо бы дорожить. И у нас когда-то было «лицо», обезображенное ныне «консервными банками» железных сараев. Где теперь старые, расписанные деревянным кружевом, дома? Почему несколько лет назад исчез старый, с резными ставнями угловой магазин, а теперь там «красуется» претендующее на эксклюзив каменное сооружение? Кто даёт разрешение на очередную постройку? И неужели перевелись у нас доморощенные кузнецы и плотники? А главное, какое оно – лицо нашего города, которое достанется детям?

Лариса Федотова.

Фото автора.

{jcomments on}

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Больше записей