В Зее живет много строителей-бамовцев, один из них Владимир Загорнов. Познакомились мы с ним еще в мае, когда в стране (и в нашем районе в частности) отмечалось 40-летие со дня начала великой стройки. В кабинет зашел скромный, среднего роста моложавый мужчина:
– У меня есть альбом про мостостроевцев БАМа, посмотрите?
Название альбома незатейливое и вполне в духе того времени – «Есть мост через Зейское море!», а чуть ниже в скобках – «страницы строительства крупнейшего моста БАМа», дата издания – май 1982. Да это же почти раритет!
Отказаться от предложения – выше моих сил. И вот, склонившись над столом, вместе с Владимиром Ивановичем перелистываем страницы истории в прямом и переносном смысле. С виду молчаливого Владимира Загорнова уже и не узнать: глаза сияют молодым задором, пояснения к каждому фотоснимку сыплются, как горох из короба. А чего удивляться? То время – время его молодости, время, когда жизнь казалась интересной, и все было по плечу.
Судьба распорядилась так, что в биографии семьи Загорновых было три стройки. Да какие! Сначала – Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, затем – Зейская ГЭС и наконец – БАМ.
В 1965 году, когда близилось к завершению строительство целлюлозно-бумажного комбината, друзья и знакомые расхваливали Владимиру Ивановичу Зею, говорили, что стройка интересная началась и город хороший. Поехал с другом.
– Не обманули?
– Нет. Приехал, посмотрел, понравилось.
Только вот незадача: для ремонтника электрооборудования работы в ту пору не оказалось. Друга-фрезеровщика приняли, а Владимира Ивановича – нет. Пришлось возвращаться домой. Через полгода получил вызов. Вот так и оказался на зейской земле. 11 августа 1966 года вышел на работу. В Зеягэсстрое проработал десять лет. После пуска первого агрегата предоставили длительный отпуск.
– Работа была очень напряженной, – поясняет Владимир Иванович.
Закрутил свои лопасти первый агрегат, и вроде как-то скучно стало, что ли… Позвала новая стройка. На БАМ приехал в марте 1976-го, почти сразу же после того, как стройку объявили Всесоюзной ударной. Уехал один, без семьи, супруга Галина Максимовна с детьми в Зейск (так в то время назывался Верхнезейск) приехала осенью, когда дали квартиру. Вместе трудились электрослесарями в Мостостроительном отряде № 70. Давали вторую жизнь электродвигателям.
Однажды вышел из строя кран. Без него, понятное дело, ни о какой работе не могло быть и речи. Монтаж остановился. Где взять электродвигатель – проблема. В Зее тоже такого двигателя не было.
– Пришлось с напарником двое суток работать, чтобы дать вторую жизнь крану.
– Трудно было работать на БАМе?
– Да что там говорить! Молодые были. И все нипочем: и ночные вызовы, и работа в две смены. Всякое бывало, – отвечает Владимир Иванович.
И о том, что связал свою жизнь с БАМом, не жалеет ни чуточки.
– Мне нравилось. Интересно было. Люди там работали из разных городов, из разных республик. И что интересно – жили дружно. Открытые люди были, честные и добрые.
Различных наград у супругов Загорновых – на несколько человек хватит. У обоих – почетные знаки «Строитель Зейской ГЭС», медали за строительство БАМа, а почетных грамот – не счесть.
– Штук сорок будет, не меньше, – улыбается Владимир Иванович.
Но самые ценные награды от жизни – это сыновья, трое внуков и столько же правнуков.
После ввода в эксплуатацию моста через Зейское водохранилище вернулся в Зею.
Есть в том альбоме в рубрике «На трудовых традициях» и фотография супругов Загорновых. В пояснении к фото написано: «Электрослесари Галина и Владимир Загорновы. В мостоотряде трудятся и их сыновья Геннадий и Анатолий. Уважают эту трудовую династию в коллективе».
Татьяна ТАРАСОВА.
Фото из архива семьи Загорновых.
{jcomments on}
Добавить комментарий