Прошло уже много лет с тех пор, как отгремели последние залпы небывало жестокой и кровопролитной войны, совсем скоро мы будем отмечать семидесятилетие со дня ее окончания. Стареют ветераны. Все меньше остается участников этой битвы. Оно и понятно: ведь самым младшим из них перевалило сегодня за восемьдесят. И тем дороже для нас каждая встреча с ними.
На Восток
Михаил Васильев родился 29 сентября 1924 года в селе Борисово, что во Владимировской области. После окончания шестого класса в течение года работал рассыльным в сельсовете. Платили один рубль в день. А после этого, до самого призыва в армию, трудился в колхозе: пахал, сеял, боронил, косил сено, убирал урожай. Работал наравне со взрослыми.
В августе 1942-го, в самый разгар войны, Михаил Степанович был призван в армию. В одном из подмосковных поселков был организован учебный пункт, где молодые призывники в течение трех месяцев учились науке побеждать.
– После принятия присяги, – рассказывает Михаил Степанович, – нас погрузили в вагоны и повезли, не сказав куда. Думали, едем на фронт. И только в пути мы поняли, что везут нас не на Запад, а на Восток. Наш вагон отцепили в Чите. Так я попал в Забайкальский пограничный округ.
Здесь молодой солдат окончил школу младшего командного состава и стал радистом. После окончания школы служил в 65-м пограничном Джалиндинском отряде, где начальником был полковник Попов, а комендантом отряда майор Корчак.
В самом начале войны с Японией, в августе 45-го, их на катерах перебросили через Амур на китайскую сторону. Здесь из отряда выделили роту, задачей которой было преследование и уничтожение отступающих японцев. Командовал ротой майор Трофимов.
– Больших боев на пути преследования отходивших, убегающих японцев не было, – продолжает рассказ фронтовик, – но взаимных перестрелок было много. А однажды японцы на противоположном берегу небольшой речушки, за мостом, устроили на нашем пути засаду. Здесь бой разгорелся серьезный. Японцы – опытные, хорошие вояки, оказали нам достойное сопротивление. И в этом бою наша рота понесла первые серьезные потери. Но мы все же заставили японцев продолжать драпать, а троих даже захватили в плен.
Как известно, война с Японией была закончена менее чем через месяц – именно за такой короткий срок наши доблестные вооруженные силы, имеющие огромный опыт в боях с немецкими захватчиками, разгромили миллионную Квантунскую армию и заставили Японию капитулировать.
После окончания войны с Японией старшина Васильев продолжил службу в Джалиндинском погранотряде, где прослужил до 1950 года. А в 1950 году Михаил Степанович был направлен в школу повышения офицерского состава в Каменец-Подольский. Получив звание младшего лейтенанта, после окончания школы был направлен в Ленинградский пограничный округ, откуда попал на пограничную заставу в Эстонию. Застава располагалась на берегу Финского залива в живописной местности. Прослужив в пограничных войсках 18 лет, в 1960 году демобилизовался в звании старшего лейтенанта.
Путь из Эстонии в Зею
…Сидим с Михаилом Степановичев за столом, в небольшой кухне трехкомнатной квартиры двухквартирного дома. Гляжу на старого солдата и никак не могу поверить, что совсем скоро ему исполнится 90 лет. Ясный ум, хороший слух, читает газеты и смотрит телевизор без очков. В курсе всех событий, происходящих в мире. Да и выправка военная еще сохранилась. И, что приятно, у ветерана отличное чувство юмора.
– А как вы оказались в Зее? Ведь от Эстонии до Приамурья далеко, – спрашиваю Михаила Степановича.
– Из-за жены, – отвечает он, – женился я в 1946 году. Будущая моя жена, симпатичная девушка Шурочка Шильникова, работала тогда заведующей почтой в Черняево. И влюбился я в нее, как говорится, с первого взгляда. Сыграли свадьбу. А когда я демобилизовался, она предложила мне поехать в Зею, где жили тогда ее родители. Приехали сюда в 1960 году – да так и живу здесь до сих пор.
В Зее Михаил Степанович был назначен руководителем заготконторы и в этой должности проработал двадцать лет. О тех старых добрых временах вспоминает с удовольствием.
– Щедрая зейская земля, – говорит он, – мы в те годы одних только грибов заготавливали на зиму по 15 тонн! А кроме этого, много готовили брусники, голубицы, картофеля, овощей.
Выйдя в 1985 году на пенсию, еще пять лет ветеран работал начальником пчелоучастка.
– Весь пчеловодческий инвентарь был в Зее. И снабжали мы им пчеловодов не только нашего города и района, но и магдагачинцев. Я трудился с большим желанием, чувствуя, что нужен людям, – говорит Михаил Степанович.
Последние двадцать лет ветеран нигде не работает. Но без дела не сидит. Любит трудиться в огороде. Картошка, овощи всегда свои. А кроме этого, Михаил Степанович всю жизнь любил рыбачить.
– Рыбу ловил только на спиннинг, от чего получал большое удовольствие, – рассказывает он, – сетью не рыбачил никогда.
Ну а когда мы заговорили о грибах, то Михаил Степанович и совсем оживился.
– Собирать грибы для меня великое удовольствие, – говорит он, – я старался идти в лес с утра пораньше. И встрече с грибами всегда радуюсь – они такие все симпатичные. А боровики – это вообще чудо природы. Когда в конце 60-х в Зее появился первый мотоцикл «Урал» – он стал моим. Вот на нем я и ездил за грибами и на рыбалку. Знал все грибные места.
– А сколько лет вы прожили с женой? – спрашиваю я.
– Почему прожили? Мы и сейчас с ней живем.
– Так она жива? – удивился я, – а где же она?
– В соседней комнате. Александра Васильевна после инсульта вот уже пятнадцать лет прикована к постели.
– А сколько ей лет?
– В апреле этого года она уже отметила свои девяносто.
Захожу в соседнюю комнату. На кровати сидит худенькая симпатичная старушка. Разговорились.
– Участковый врач часто вас посещает?
– Да вот уже много лет его не было у нас, – с горечью отвечает Александра Васильевна, – лечимся сами. Давление повысится – пьем таблетки от давления. Голова заболит – пьем от головной боли.
Да как же так! Ведь она – ветеран трудового фронта и, конечно же, заслуживает большего внимания к себе.
– Михаил Степанович, а не было у вас желания поменять вашу квартиру на земле с печным отоплением на благоустроенную? – спрашиваю я фронтовика.
– Было, – отвечает он, – но в этой квартире мы прожили около пятидесяти лет. Здесь нам все родное: наш дворик, огород, хорошие соседи, баня, которую вчера я протопил и помылся в свое удовольствие. А там что? Нет, пока у меня есть силенки, пока я в состоянии топить печь – никуда отсюда не переедем. Дров на зиму хватит, истопник – в хорошей спортивной форме, – шутит Михаил Степанович, – а значит, все будет хорошо. И перезимуем нормально.
На зависть молодым
Дай-то Бог! Да, здоровью Михаила Степановича могут позавидовать многие. Ведь он только в восемьдесят пять перестал ездить на своем «жигуленке»! До семидесяти лет ежедневно бегал в городском парке. А такое дано далеко не всем.
Вместе с Александрой Васильевной они вырастили и воспитали сына и дочь. Сына, к сожалению, уже нет в живых. Имеют двух внуков, одну внучку и четырех правнуков. И еще: я часто встречался с ветеранами, могу много о них рассказать, но чтобы обоим супругам было по 90 лет – такое встречаю впервые.
За ратные и трудовые подвиги Михаил Степанович награжден орденами и медалями.
Николай САЧКОВ,
член Зейского горрайсовета ветеранов.
{jcomments on}
Добавить комментарий