Когда события размеренно идут своим чередом, можно сделать вид, что всё благополучно. Можно отправлять растущие показатели в министерства, а на уровне личности изображать вершину благородства. До времени. Пока не наступает режим ЧС, который ставит всё на свои места, выдвигает героев и обнажает то, что скрыть становится уже невозможно. Даже если это – ЧС не областного масштаба, а ситуация в жизни отдельного человека.
«Маленькое приключение»
Шесть дней в 18 километрах от Снежногорского в застрявшей в снегу фуре ждали помощи люди. 16-метровую махину занесло на одном из перевалов и безнадёжно кинуло в кювет. Выбраться самостоятельно было нереально, но Андрей и Юлия были уверены: им помогут, есть спасатели, есть техника, не в непроходимой же тайге застряли. Супруги Щегольковы прибыли в Зейский район из Липецка. Частный груз до Горного довезли благополучно, обратно шли порожняком. От Верхнезейска до Снежногорского добрались на пароме, затем взяли курс на Зею, чтобы далее выйти на федеральную трассу. Отъехав от посёлка всего 18 километров, попали в беду. Первое время они действительно были уверены, что их «маленькое романтическое приключение» надолго не затянется.
Житель Овсянки Андрей Красиков увидел машину на пятый день. В Снежногорский он ехал в предвкушении удачной рыбалки. Однако рыбалку пришлось отложить, всю ночь он провёл с бедолагами, уговаривая их бросить технику. Не убедив, утром развернул свой автомобиль и вернулся в город, чтобы сообщить о случившемся в редакцию, мы, в свою очередь, связались с главой района Андреем Сухомесовым. На тот момент у липетцев заканчивались продукты и соляра, они жгли костёр, а в чайнике топили снег. Люди были на грани отчаяния, но оставлять машину отказывались: должны же их вытянуть!
«Надо что-то сделать! – с порога заговорил Андрей Павлович, – водитель фуры ходил за помощью в посёлок, но ему ответили, что техники, которая справится с такой махиной, нет. Стоит в лесхозе вездеход, но оказалось, что он «замороженный», нет ни топлива, ни водителя. Нет тяжёлой техники и у спасателей. Я сам – дальнобойщик и знаю, что в дороге всякое может случиться, но мы всегда приходим на помощь друг другу. Почему никто ничего не делает сейчас? Почему не помогает районная администрация, на чьей территории могут замёрзнуть люди?».
Как оказалось, в Снежногорском водитель фуры Андрей Щегольков просил помощи у местных жителей и у лесников, но в администрацию посёлка почему-то не обращался. Альбина Дорогина, глава Снежногорского сельсовета, о случившемся узнала случайно – от местного охотника, возвращавшегося из тайги. Тем не менее первым делом сообщила в администрацию района, те связались с поисково-спасательной группой в Зее. Однако ни те, ни другие быстро что-либо сделать не могли.
Бессильные сильные люди
«Эта ситуация в очередной раз обнажила проблемы нашей службы, а именно – отсутствие спасательной техники, – не скрывая боли, признался начальник поисково-спасательной группы по городу Зее и Зейскому району поисково-спасательного отряда Амурской области Александр Башев. – Скажу честно: мы голы, как соколы. Наши сотрудники не раз проявляли чудеса героизма, спасая людей, кидаясь и в огонь, и в воду. Но мы же не волшебники, чтобы голыми руками вытащить из снега огромную фуру. Пока с нашего баланса не забрали вездеход, у нас хоть что-то было. Сегодня вездеход в резерве, я пытаюсь доказать на всех уровнях, что резервный – значит, готовый в любой момент к работе. А оказывается, что резерв – это груда замороженного металла. По использованию техники взаимоотношений наладить не можем. И такие ситуации возникают постоянно. Как чувствуем себя мы, спасатели, люди неравнодушные, готовые жизнь отдать за другого, но зачастую бессильные из-за пресловутого «недообеспечения». Никогда не забуду случай, когда по причине отсутствия должной техники на воде погиб человек: мы просто не смогли его догнать и пришли слишком поздно. Буквально вчера в районе Хвойного понадобилось вызволять из леса группу людей, среди которых – восьмилетний ребёнок. Сутки наши сотрудники были в полной экипировке в ожидании вертолёта, так как другой техники, готовой сразу же среагировать на сигнал бедствия, в районе нет. Для нас, спасателей, очень тяжело осознавать своё бессилие».
Тем не менее МЧС не оставалось в стороне. Александр Анатольевич лично инструктировал потерпевших через первого заместителя главы района Андрея Ложечкина о том, как себя вести в ожидании помощи. И первый совет был – не предпринимать никаких действий, пока не ударит мороз, и снег не уплотнится. Действия до этого, какими бы разумными они ни казались, только отнимут силы, но останутся безрезультатными. И продолжать спокойно ждать помощи, пока решалось, каким образом её оказать.
Развязка
И помощь пришла. От обычного человека, жителя Снежногорского, мастера ООО «Тепло-8», Геннадия Полищука. На свой страх и риск он всё-таки решил попробовать вытянуть фуру своим «Уралом» с помощью лебёдки. Тяжело и опасно кренясь, машина медленно вышла на дорогу. Геннадий Геннадьевич сопроводил 16-метровую махину до 24-го километра, пройдя все самые опасные для неповоротливой фуры перевалы, убедился, что всё в порядке, и вернулся домой. Дальше липетцы пошли своим ходом. Эмоциям они дали волю только на въезде в город, когда их остановили сотрудники ГИБДД с претензией, почему на машине не горит свет.
«Мы неделю замерзали в тайге, были на грани гибели, но вместо того, чтобы оказать помощь, нас досматривают, как подозреваемых, и ещё обвиняют в технических неполадках! – уже с асфальтированной «федералки» поделились с «ЗВ» по телефону, по-московски растягивая «а» в словах, Андрей и Юлия Щегольковы. – Никогда не думали, что на Дальнем Востоке так всё грустно. В Снежногорском мы связывались с Липецком, там, в местном отряде МЧС, нам ответили, что нам, оказывается, доставлены продукты и оказана помощь! Кто мог такое отрапортовать, когда мы ещё были в беде, не понятно. Мы в ужасе от местных дорог, где не расчищается снег, а две машины при встрече не всегда могут разминуться. Но ведь на их содержание люди платят налоги! В ужасе мы от баржи, на которой переправлялись из Верхнезейска до Снежногорского. Заплатили туда-обратно 150 тысяч рублей, при этом машина не была закреплена, а мы оставались в кабине, без спасательных кругов или жилетов, в любой момент в этом железном «гробу» готовые якорем уйти на дно. Добравшись до берега, рвали мосты, чтобы выбраться на дорогу по неприспособленному выезду. Для сравнения: переправлялись так же в Сочи, стоимость – 40 тысяч рублей, машину закрепили, а водителей разместили в благоустроенных каютах. Мы просто в шоке от всего! Спасибо, что есть у вас замечательные и неравнодушные люди, которые не дали погибнуть. Особое спасибо жителю Овсянки Андрею Красикову и снежногорцу Геннадию Полищуку. А про остальное, приедем – выложим полный видеоотчёт в Интернете, будет интересно. И в Зейский район больше – ни ногой!».
Напрасно пытались мы убедить дальнобойщиков в том, что угораздило их попасть так неудачно в первый снегопад, когда и в городе-то ещё не успевали дороги очищать, не то что между поселениями. И в том, что помощь у нас всегда всем оказать рады, а дальневосточники – народ, в отличие от жителей запада, далеко не равнодушный, ведь благодаря местным людям было сделано почти невозможное, причём совершенно бесплатно. И в том, что стоимость паромной переправы на севере не может быть дешевле, чем в развитом и востребованном Сочи… Напрасно. Видео в «ютубе» наверняка будет. Про нас их глазами. Так, как увидели. Без прикрас и благополучных отчётов.
Лариса Федотова.
Комментарий от спасателей
Чтобы не возникало подобных неприятностей, нужно размерять свои силы, стараться наперёд предусмотреть возможные ситуации. Выехать на местные перевалы на неповоротливой одноосной 16-метровой фуре было безумием изначально. Хорошо ещё, что мороз был не –40.
{jcomments on}
Добавить комментарий