Ломать – не строить
Слухи о возможном объединении учреждений дополнительного образования не оставляют равнодушными большинство горожан. В редакцию «ЗВ» продолжают приходить письма от тех, кто душой болеет за наш город. Ветеран труда Валентина Ярошенко пишет следующее:
«Ознакомившись с материалами и выступлениями по поводу объединения станции юных натуралистов и Дома детского творчества «Ровесник», как и большинство наших горожан, считаю, что объединение нелепо. Я проработала в сфере образования 50 лет, 35 лет – в интернате. Навсегда остались добрые чувства о работе со станцией юных натуралистов, когда мы проводили совместные занятия и мероприятия.
На протяжении всех этих лет царило взаимопонимание. Не было случаев, чтобы дети не хотели идти на юннатку, потому что педагоги относились к ним с любовью. На практических занятиях ребята не только познавали азы охраны природы, но и общались со сверстниками из других школ. Старшеклассники занимались в исследовательском клубе «Адонис», которым много лет руководил Михаил Кремнев. Результаты опытов и походов обсуждались на краеведческих слетах. По специальности я биолог и точно знаю, что приобретенные знания пригодятся в жизни. Каждые каникулы мы с ребятами отправлялись в походы и экскурсии и даже выезжали в деревни, чтобы познакомиться с людьми, которые трудятся на полях. Кроме этого, 25 лет на общественных началах я занималась краеведением – руководила краеведческим музеем. Мы изучали историю Амурской области, со старшеклассниками ездили по городам страны – были во Владивостоке, Сочи, Ульяновске, проездом и в столице нашей Родины – Москве. А сколько мы тогда собрали материала для нашего музея! Педагоги станции юных натуралистов часто приходили к нам с беседами. Я как-то увидела дома у одной из выпускниц очень много цветов и сказала: «Какая молодец!». А она в ответ: «Разве зря мы столько лет занималась на станции юных натуралистов?».
В последнее время на юннатке многое изменилось: есть и теплица, и трактор. А сколько деревьев вырастили, и все они плодоносят!
Во времена перестройки глава города Анатолий Корыткин сумел сохранить и «Ровесник», несмотря на то что по области Дома пионеров закрывались. Ведь, как говорится, ломать – не строить.
Низкий поклон тем, кто нас услышит и решит эти проблемы».
Одним росчерком пера?
Криком души можно назвать письмо Анны Кондратенко, которая почти полвека проработала учителем истории в третьей школе. Вот что пишет Анна Максимовна:
«Из материала «Оптимизация неизбежна. Вопрос – в каком виде?» Ларисы Федотовой, опубликованного в газете «Зейский вестник» № 129 от 25 октября 2014 года, я узнала, что лицей оказался под угрозой закрытия.
Как первый директор школы № 3, завуч с 35-летним стажем, учитель истории и обществознания с 43-летним стажем, заслуженный учитель РСФСР, кавалер ордена «Знак почета», не могу молчать. Это было бы предательством по отношению к родной школе.
Школа № 3 – это первый социальный объект, построенный Зейской ГЭС (кроме жилья). Потом уже появились клуб «Ровесник», «Орбита», спорткомплекс. Новая школа стала глотком свежего воздуха для зейского образования. Здание было необычным и даже уникальным: просторные спортивный и актовый залы, большая столовая, медицинский кабинет, рекреации, а снаружи – авангардная роспись фасада, заасфальтированная площадка с флагштоком и современными фонарями во дворе.
В 1970 году состоялся первый выпускной, где присутствовал Алексей Шохин, начальник Зеягэсстроя, а школа стала, можно сказать, его подразделением.
В 1974 году учреждение переезжает в новое трехэтажное здание. И вот тогда мы стали оптимизировать школьный процесс. Термин оптимизация использовался еще в то время, но смысл его был совершенно иной, нежели сейчас. Оптимизировать означало улучшить качество образования, сделать более эффективным труд учителя. Ведь в первом здании мы работали в две смены, наполняемость классов зашкаливала (по 40-45 учеников). Дело в том, что школа была рассчитана на 400 учащихся, а обучалось свыше 900 человек.
Именно наша школа стала инициатором творческих отчетов учителей, ежегодных конференций по самообразованию, слетов отличников и ударников, ученических агитбригад.
Это было время творческого подъема коллектива, когда закладывались школьные традиции. Количество учеников в классах сократилось до 35 человек, появилась возможность организовать учебный процесс в одну смену. В этом и состояла тогда суть оптимизации. Формировался сильнейший коллектив учителей и учеников, который, как показало время, оказался устойчивым, умеющим вживаться в любую эпоху развития нашей страны. В 1982 году на базе образовательного учреждения проводился областной семинар руководителей школ области.
В двадцать первый век школа вошла уже в новом качестве – лицея. В числе трех школ области он носит имя учителя, который в ней работал, – Эрны Лакстигал, почетного гражданина города Зеи, кавалера ордена Трудового Красного Знамени.
В условиях современной оптимизации учреждение работает в одну смену, а количество учащихся в некоторых классах доводится до 27 человек. А сколько лет мы добивались, чтобы было не более 24-х. От этого ведь напрямую зависит качество обучения. Оказывается, оптимизация подразумевает, что школу можно закрыть и переселить в другое здание. Одним росчерком пера власти города способны уничтожить учреждение, годами сформированное, стабильно функционирующее и дающее хорошие результаты обучения и воспитания. Вот, например, в этом году из десяти золотых медалистов городских школ пять были из лицея.
Из уст руководителя, предлагающего такой способ оптимизации, слышны разговоры только о сэкономленных миллионах, а не о судьбе большой и прочной социальной семьи – лицея. Вы не подумали, чего будет стоить такая оптимизация?».
Многоуровневая система
По заверениям главы города Сергея Матвеева, все направления действующей на сегодня системы образования города будут сохранены.
– Стоит отметить, что оптимизировать – это не значит закрыть, сократить, ликвидировать, разрушить, – уточняет Сергей Александрович. – Оптимизировать – значит создать оптимальные условия, придать чему-либо совершенный вид, выбрать наилучший из возможных вариантов. Оптимизация сети образовательных организаций – это основное направление реализации государственной политики в сфере образования, направленной на достижение более высоких результатов деятельности за счет снижения уровня неэффективных расходов.
В нашей области оптимизация сети образовательных учреждений началась в 2012 году. Мы постарались взвешенно подойти к решению этого вопроса. Ни в коем случае нельзя было принимать поспешных решений, чтобы не ухудшить положение дел в образовании. Ведь наша цель не только в том, чтобы сократить расходы в бюджете, но и в том, чтобы максимально сохранить то, что имеем. Директорам школ города было предложено разработать такие модели образовательных комплексов, которые бы удовлетворяли потребность населения и обеспечивали решение задач по оптимизации расходов. Руководители школ представили и защитили проекты пяти территориальных образовательных комплексов путем присоединения к школам организаций дошкольного и дополнительного образования. Таким образом, все образовательные организации войдут в состав образовательных комплексов, в многоуровневые и многофункциональные учреждения. А реализация образовательных программ будет осуществляться в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Как и прежде, останется широкий спектр услуг дополнительного образования, в зависимости от индивидуальных способностей, склонностей и потребностей детей. В свою очередь, рационально будут использоваться материально-технические, кадровые и финансовые ресурсы.
Таким образом, ни одна школа не будет закрыта, а к ним присоединятся учреждения дошкольного и дополнительного образования.
Юлия Бережная.
Фото автора и Ларисы Федотовой.
{jcomments on}
Добавить комментарий