«Всякому просящему у тебя дай», – заповедует Господь. Это одна из первых заповедей в христианстве. Всякий это знает. Между тем, если пересмотреть дела наши построже, то не найдется, может быть, ни одного дела, которое исполнялось бы нами с меньшим вниманием, как обязательная для нас помощь нуждающимся. Помогаем кое-как, лишь бы отделаться от докучливого просителя, а иногда и совсем отказываем.
В то время, когда надо помогать, прежде всего, приходит мысль: “Да нуждается ли просящий – кто его знает! Привык – и просит, а нужды, может быть, не имеет никакой”. Но знаем ли мы это наверняка? А если не знаем, так зачем же подозревать и тем более отказывать по одному только подозрению? А может быть, это – мать, которая оставила дома голодных детей, или отец семейства, у которого жена больна и дети раздеты, или сироты – старшие из сирот бесприютных?
Таким, конечно, вы не откажете. Не смотрите так и на всех просящих у вас и не оскорбляйте их подозрением. Что, если действительно нуждающийся, у которого и без того тяжело на сердце, прочитает в глазах ваших такое подозрение? Ведь это только увеличит скорбь и тяжесть его, и вместо утешения он отойдет от вас еще с большей скорбью. Хорошо ли это? То, что у него не мутно в глазах, лицо не искажено, поступь тверда и одежда не в заплатах, – так он уж, значит, и не стоит вашего милосердия? Так что ж, вы разве хотите, чтоб он дошел до последней крайности, которая, быть может, и начнется тотчас вслед за вашим отказом?
Да разве заповедь Спасителя только тех хочет прикрыть, которым уж некуда деваться, которые не имеют ни крова, ни пищи, ни одежды, ни сил? Нет, для помощи такого рода людям не нужна особая заповедь. Он говорит: всякому просящему у тебя дай.
Поставьте себе правилом не подозревать просящего, не рисовать позади него картины предполагаемого довольства, а скорее картину крайней нужды и действительно гнетущую его скорбь. Тогда само сердце не даст вам покоя до тех пор, пока вы не облегчите его участи.
И чего не говорят люди в извинение своей неподатливости и жестокосердия! Говорят: “Тяжелые времена! Куда уж тут думать о других, хоть бы себя-то прокормить!”.
Но времена тяжелы для людей достаточных, то во сколько раз тяжелее для бедных? Значит, не прекращать, а увеличивать следует в таких случаях помощь. Надо, говорят, припасать на черный день. Положим, что надо, но ведь и на это должна быть мера. Иначе наши воображаемые будущие нужды никогда не позволят нам помочь бедным в их действительных нуждах. Притом, будущее от нашей ли предусмотрительности зависит или от Промысла Божия? Уж, конечно, от последнего.
Ну, так привлеките ж к себе милость Божию вашим милосердием к нуждающимся и тогда будете иметь верный залог благоденствия в будущем. Блаженны милостивые!
Святитель Феофан Затворник (1815–1894).
{jcomments on}
Добавить комментарий