Всё в ожиданье чудного явленья

Заканчивается Рождественский пост, который длился ровно четыре недели. Православный пост – это не диета и не тяжёлое бремя, которое полагает на свои плечи верующий человек. Это радостное время подготовки к самой главной встрече в жизни каждого – личной встрече с Богом. Рождественский сочельник – это канун Рождества, последний день Рождественского поста длиной в четыре недели, день, во время которого христиане традиционно воздерживаются от принятия пищи до появления на небосклоне первой звезды и ждут начала праздника. Традиция ожидания первой звезды связана с появлением звезды Вифлеемской, которая более двух тысяч лет назад возвестила человечеству о рождении Христа.

Само название «сочельник» происходит от слова «сочиво» (по-другому, кутья). Так называется особая рисовая или пшеничная каша с мёдом, орехами, фруктами или изюмом, которая, наряду с фруктовым взваром, считается традиционным кушаньем в Рождественский сочельник. Издавна на Руси с сочельником связано много добрых традиций. Под скатерть, на котором сервируется праздничная трапеза, принято положить немного душистого сена – как напоминание о том, что Христос пришёл в этот мир в убогом хлеву, где скрывались от непогоды домашние животные. В отдельном уголке принято устраивать вертепы (в переводе со славянского значит «пещера»): мастерить из бумаги, пластилина, других материалов Вифлеемскую пещеру, в которой родился Христос. Если в доме есть дети, изготовление вертепа вместе с ними сделает и сам праздник, и приготовление к нему незабываемым и радостным. Раньше в сочельник от дома к дому ходили «христославы» – дети, молодёжь, в Рождественских тропарях, стихах, песнях прославляя рождённого Спасителя.

Но эти традиции – только внешнее приготовление к празднику, самое главное в Рождестве – это молитва. Неземной радостью и ожиданием чуда проникнуто всё Рождественское богослужение, во время которого звучат главные слова: «Христос рождается – славьте!». Именно это – сердцевина и смысл светлого праздника, который наступит уже этой ночью. Богоугодными (то есть угодными Богу) будут дела благотворительности, щедрое подаяние милостыни, которые в эти дни нужно особенно усилить, вспоминая о тех, кто нуждается в помощи и утешении. Это, по слову святых, те семена, сея которые сами обязательно получим большой урожай – благословение на все наши добрые дела и начинания.

А вот традиции колядовать, надевая маски, гадать, прибегать к другим «услугам» нечистой силы ничего общего с Рождеством не имеют, это языческие обряды. Нельзя этим заниматься и в Святки – святые дни, которые начнутся сразу после Рождества и продлятся до праздника Крещения Господня (19 января).

{jcomments on}

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Больше записей