Внешность обманчива

На носу великий праздник – День Красной армии. Почему я его так поименовал? Да потому, что в 1944 году служить меня призвали в армию под таким названием. Правда демобилизовался я уже из Советской армии, в 1952 году, после восьмилетней службы.

Солдатские погоны мне довелось надеть в 16 лет и по сравнению со своими сослуживцами выглядел я вовсе несолидно – шпингалет шпингалетом.

Окончил иркутскую школу авиамехаников в звании сержанта и попал служить в 538-й авиационный полк механиком по обслуживанию пикирующих бомбардировщиков Пе-2. После назначения первым механиком вся ответственность за обслуживание самолётов легла на меня. Но специалисты у нас подобрались хорошие, а потому всё шло своим чередом.

Где-то с начала 50-х годов на вооружение стали поступать новые фронтовые бомбардировщики Ил-28. Были они с реактивными двигателями и носовой стойкой шасси. Пе-2 законсервировали, а механикам и аэродромной обслуге пришлось переучиваться на обслуживание новой техники.

Перевооружалась и истребительная авиация. К нам стали поступать МиГ-15 и МиГ-17. Лётчики тренировались, осваивая новую технику. Проводились стрельбы по воздушным целям.

Для проведения тренировок получили мы три тяжёлых американских бомбардировщика Б-29 (“летающая крепость”). Один из них приспособили для буксирования воздушной мишени – матерчатого конуса на длинном тросе, по которому стреляли пилоты истребителей.

Помню, на учениях, которые проходили на военном аэродроме приморского посёлка Хароль, услышал я байку о наших лётчиках, которые в ту пору принимали участие в корейской войне. Официально это не объявлялось, а потому наши истребители имели опознавательные знаки КНР. Рассказчик – военный лётчик, грудь в орденах:

– На патрулировании перехватили с напарником американский бомбардировщик в сопровождении двух истребителей. Напарник прикрыл, а я пошёл в атаку на один из истребителей. Сбил с первого захода. Американец катапультировался, а мы сопровождали его до земли. Лётчика подобрали, и он попал в плен.

Когда ему сказали, что сбил его китайский лётчик, он не поверил. Оказалось, что он немного знал русский язык и слышал наши переговоры с ведомым.

Наши посовещались и решили уважить просьбу пленного – показали воздушных противников. Представили: пилоты Ли-си-цын и Чу-ми-лин. Американец нас сразу узнал, но долго удивлялся, что мы так похожи на русских.

Тот рассказ меня здорово повеселил, а впоследствии он был растиражирован в устном фольклоре и ещё долго ходил в виде анекдота.

Александр Чумилин.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник