Автор публикации «Омбудсмены: защита прав или узаконенное правокачание» («ЗВ» № 106 от 6 сентября, автор Лариса Федотова) смысловое значение изложенных в статье понятий предлагает читателю в искаженной форме, путая понятия «ювенальной юстиции» и специфику деятельности уполномоченных по правам ребенка и школьных омбудсменов.
Существует множество социальных причин, по которым дети могут оказаться в конфликте с законом – как в школе, так и на улице, в семье. Основные причины этого: бедность, беспризорность, отсутствие возможности получения образования и трудоустройства, равнодушие взрослых, миграция, употребление наркотиков или психоактивных веществ, давление со стороны сверстников, отсутствие контроля со стороны родителей, насилие, жестокое обращение и даже эксплуатация.
Статистические показатели (от них никуда не уйдешь) дают достаточно полное представление об остроте социальной проблемы – дети в конфликте с законом и их права часто нарушаются. Как эти проблемы должны решаться? А вот для решения этих проблем и создаются: отдельная система правосудия по делам в отношении несовершеннолетних, которая должна работать, когда ребенок уже совершил преступление, – «ювенальная юстиция», и система уполномоченных, направленная на всемерное содействие восстановлению нарушенных прав ребенка, координация защиты прав детей, в том числе и правовое просвещение – как детей, так и родителей.
Никакой ребенок не должен подвергаться грубым или уничижающим достоинство наказаниям в семье, школе или других учреждениях. Своевременное разрешение школьных конфликтов – все это становится самым первым звеном, от которого зависит будущее поведение детей. Новое время требует и новых подходов к урегулированию межличностных конфликтов, таких как: примирительные процедуры, решение конфликтов между учащимися и администрацией школы, между родителями и педагогами. А они сегодня есть, ведь в первый год работы уполномоченного по правам ребенка в Амурской области по городу Зее поступало до четырёх обращений от родителей в месяц по вопросу конфликта ребенка в школе. Но с введением школьных уполномоченных таких обращений заметно убавилось как в городе, так и в районе, потому что дети сами в школах выбирали «омбудсменов», которые пользуются большим авторитетом у них и которым они доверяют. И это не «жилетка», в которую можно выплакаться, а пользующийся большим доверием детей педагог, профессионал, к мнению которого прислушиваются не только дети, но и педагоги, и родители. Это дорогого стоит! Да, это он рассматривает обращения (жалобы) учащихся, родителей обучающихся, учителей (и это тоже есть), касающиеся нарушения прав несовершеннолетних. По собственной инициативе занимается разрешением возникающих проблем.
Омбудсмен обладает большими правами, выполняя функции на общественных началах, в силу своего характера и позиции (поэтому его дети и выбрали), может ставить вопрос и о дисциплинарной ответственности нарушителя (если есть за что его удалить с урока), оказывать помощь в решении конфликта между педагогом и родителем ученика, заступиться за ребенка, «отец которого пустил в ход ремень». Права ребенка не только провозглашены, но и обеспечены законодательством. В то же время законодательство, предоставляя учащимся права, определяет и обязанности, которые установлены типовым Положением об общеобразовательном учреждении, Уставом образовательных организаций. А «юные правокачатели» были во все времена и нечего их бояться, им просто надо помочь. И не хотелось бы говорить о падении авторитета учителя и родителя. Если этот процесс и наблюдается, то причина тому – не осознание ребенком, учеником своих прав, а причины, перечисленные выше.
Вера Кучерова,
помощник уполномоченного по правам ребенка в Амурской области по городу Зее,
Ольга Гущина,
помощник уполномоченного по правам ребёнка в Амурской области по Зейскому району.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
