На протяжении нескольких лет для жителей г. Зеи и Зейского района остаётся актуальной проблема неравенства платы за коммунальные услуги и высокой их стоимости. Люди резонно считают, что коль скоро они живут в неблагоприятных условиях, возникших вследствие строительства гидростанции, то имеют право на льготные условия оплаты за ЖКУ. К слову сказать, после того, как электроэнергия, вырабатываемая Зейской ГЭС, поступает в распределительную сеть, то населению она продаётся в 100 раз дороже себестоимости, а для бизнеса - в 300 раз.
Создание Зейского водохранилища нарушило транспортную систему Зейского района, затоплены населённые пункты, а существующие разобщены из-за недоступности. Некогда целостный природный комплекс среды обитания разрушен, что изменило уклад жизни людей и оказало негативное воздействие на животный мир. Не "озонируют атмосферу" и выбросы продуктов сгорания из труб угольных котельных.
При наступлении технического прогресса, хозяйственное вмешательство в естественное состояние окружающей среды вызывает необратимые изменения в природе. В научных кругах это получило название "экологического бумеранга".
Чтобы возразить на мнение населения, весомых аргументов нет. Тем более, что в большинстве государств при строительстве гидроэлектростанций населению устанавливаются компенсационные выплаты за причинённый вред. Ещё на стадии проектирования аналогичные компенсации планировались и при строительстве наших ГЭС. ...Но власть оказалась недостаточно настойчивой и сейчас мы имеем то, что имеем.
Цивилизованный мир озабочен тем, что, по расчётам, к 2050 году не возобновляемые источники энергии закончатся, а потому сейчас ведётся работа над повышением эффективности использования возобновляемых источников: воды, солнца, ветра.
Зейская ГЭС вырабатывает электроэнергию за счёт возобновляемого источника, а потому возить сюда уголь из Сибири не только накладно, но и вредно. Казалось бы, зачем его возить, если за плотиной - неисчерпаемый источник энергии? Само собой разумеющимся решением был бы перевод угольных котельных на электрические. Но барьером к реализации такого решения стала высокая стоимость электроэнергии. Для электрокотельных принимается двухставочный тариф, установленный Управлением государственного регулирования цен и тарифов (УГРЦТ) Амурской области.
Вопросы цены электроэнергии для котельных не стояли бы так остро, если бы, как минимум дважды, властями не были упущены возможности. Так, в 2000 году мы были совсем близко от решения вопроса стоимости теплоснабжения города. Тогда бюджет г. Зеи вложил (в рамках долевого участия) 27 миллионов рублей на расширение электрокотельной и объединение узла из трёх котельных в один, но довести до конца задуманное не получилось.
Также в стадии обсуждения находилось моё предложение разнести мощность с переводом угольных котельных на электрокотлы, но тогда победила позиция Зейской ГЭС.
Хотя к настоящему времени пути решения данного вопроса усложнились, но они всё же есть.
Одно из них - установление специального тарифа для электрокотельных Амурской области.
Второе - согласовать с РусГидро присоединение к линии 220 кВ (Зейская ГЭС - электрокотельная) со строительством подстанции. Конечная цель - исключение в тарифе сбытовой надбавки кратной снижению затрат на передачу. В итоге - покупка электроэнергии по цене производителя.
Третье - воспользоваться существующими свободными мощностями подстанций ПС "Мехзавод", "Светлая", "Энергия". Но это сопряжено с огромными затратами на техприсоединение.
Очевидно, что во избежание финансовых потерь, в первую очередь против будут представители энергетики, но их может и не быть за счёт увеличения электропотребления. Например, в США в ходе налоговой реформы 400 бизнесменов потребовали не снижать им налог, так как предполагали, что это может вызвать негативные социальные последствия.
Остаётся надеяться, что и у нас найдутся бизнесмены от энергетики, которые проникнутся положением населения города и района, которое из-за низкой доходности уже не в состоянии оплачивать коммунальные услуги.
В реализации предложенных мной вариантов заинтересованной стороной должен быть избранный нами губернатор. Но своё слово он уже сказал. Похоже, что времена Николая Муравьёва, ратовавшего за Дальний Восток, ушли безвозвратно. К настоящему времени половина населения г. Зеи и Зейского района уже уехала в поисках лучшей доли. Что будет завтра?
Леонид КОЖЕВНИКОВ.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
