Дружба

Внезапно прерванная партия

31 января ушел из жизни Николай Сачков. Врач по профессии, писатель по призванию. 2 февраля ему исполнилось бы 89 лет…

В старости мало что держит человека на земле. Но если ты еще в силе, да к тому же богат, тогда необходим и родственникам: детям, внукам, всем, кого можешь одарить своей щедрой душой. И горе тому, кто бедный и больной, даже боюсь представить, какая участь ждет его. Увы, но сама жизнь дает почву для этих рассуждений.

У Николая Александровича были свои маленькие привязанности и увлечения. Осенью любил бродить по лесу, собирать грибы. Был заядлым шахматистом. На этом и сошлись наши интересы. По средам в его уютной квартире мы предавались замечательной игре. После трех партий отправлялись пить чай. Но и тут за столом продолжались наши уже политические баталии. Он убежденно доказывал преимущество капиталистического устройства мира. Я же, впитавший еще с молоком матери, в «кровь» бился за социализм. Шахматы – не простая игра, это столкновение двух характеров, воли, интеллекта.

…Наши шахматные фигуры стоят напротив друг друга, как солдаты перед боем. Он делает первый ход, я – второй и вдруг вижу, как лицо Николая Александровича исказилось страшной гримасой. Он склонился к столу и стал сползать со стула, едва успеваю подхватить его, чтобы не рухнул на пол. Кричу, спрашиваю, что с ним, но он молчит, глаза закрыты, и только раздаются прерывистые хрипы. Обхватив обмякшее тело, перетаскиваю его на кровать. Без промедления звоню в «Скорую», к нашему счастью, медики приезжают быстро.

Кардиограмма показала, что сердце еще бьется, давление в норме, делают инъекцию. «Что с ним?» – спрашиваю у доктора. Слышу лаконичный ответ: «Он в коме».

В реанимации непрерывно шла борьба за его жизнь. Почти неделю он лежал без сознания. Усилия медиков оказались тщетными: исчерпав жизненный ресурс, сердце остановилось.

Вот так оборвалась большая жизнь, полная радостей и огорчений, поражений и побед. И все же в чем смысл жизни? В реализации себя, думаю я. Николаю Сачкову это удалось в полной мере.

А партия так и осталась недоигранной… Как ничтожно мала граница между жизнью и смертью.

Прощай, мой друг. Скорблю безмерно.

Сергей Логуненко.

 

 

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник