Работать по-смирновски – значит, отдавать себя людям

В редакцию "ЗВ" пришло письмо Зинаиды Ивановны Ведерниковой. Зинаида Ивановна – бывшая медсестра Зейской больницы, работала с заслуженным врачом РСФСР Борисом Смирновым. В письме она делится воспоминаниями о том времени.

– Молодые девчонки, нам было тогда 16-17 лет, учились в школе медсестер в городе Зее. После окончания медшколы в 1954 году нас на два года распределили по разным районам.

В Зее больницу тогда возглавлял Борис Смирнов. Он был настоящим профессионалом, в нем сочетались хирург, терапевт, гинеколог, травматолог и рентгенолог. В Благовещенск больных главный врач отправлял редко, справлялся сам. Пациенты доверяли ему, уважали и любили.

Борис Евгеньевич приходил на работу раньше и уходил позже всех. Перед тем как бесшумно зайти в отделение, переодевался: надевал тапочки, медицинский халат, чепчик. Этого же требовал от среднего и младшего персонала. В то время врачи носили халаты с бортами, а средний и младший персонал – с глухим воротником и поясками, завязанными сзади, а на голове – марлевые косынки.

Борис Евгеньевич был требовательным к себе и подчиненным. Строго следил за выполнением назначений врачей, порядком в отделениях. Лучшим работникам давал денежную премию. В то же время он был мягким и заботливым.

Однажды в Зею на вертолете доставили мальчика с грыжей. Ему срочно требовалась операция. Оперировать предстояло Смирнову, а помогать должны были практикующие медсестры Елизавета Стрельцова и я. Борис Евгеньевич не забыл распорядиться, чтобы перед операцией нас накормили, так как это было после окончания рабочего дня.

Главный врач следил и за здоровьем своего коллектива. Так, руки перед операцией необходимо было обрабатывать раствором, который вызвал у меня экзему. Борис Евгеньевич поспособствовал в получении для меня путевки на курорт. Впоследствии мне запретили работать в операционной, и он был этим очень огорчен.

Коллектив больницы был дружным, сплоченным. Конфликтов у нас не возникало, а если и случались размолвки, то Борис Евгеньевич разрешал их сам. В то время операционный блок состоял из старшей медсестры Валентины Петровой, операционных медсестер – Рины Цепковой и Риммы Гречко, хирургов – Анны Колесовой, Галины Грашевиковой, Сульфиды Арефьевой, младшего персонала – Анны Намоконовой, Веры Федоровой, Нины Соколовой. На посту хирургического отделения работали Ольга Королева, Елена Круцкая, Мария Трофимова, Таисия Левковец и Ирина Шпинева. В перевязочной – Таисия Лукина.

Младший персонал знал все, что касалось работы операционной медсестры и в случае необходимости мог ее заменить. Например, Вера Федорова могла определить группу крови, сделать перевязку, переливание крови, укол и другие процедуры. Всему этому их научил Борис Евгеньевич. Старшая медсестра могла самостоятельно прооперировать аппендицит. Анестезиолога тогда не было, поэтому масочный наркоз делал дежурный врач, он же контролировал пациента.

На пятиминутках медсестры отчитывались, рассказывали, как прошли сутки, уделяя особое внимание тяжело больным. Иногда главврач сам приходил ночью проверить ночные смены. Опытных медсестер он продвигал по службе, таким образом и я стала работать в операционном блоке. Борис Евгеньевич обучал студентов хирургии, давал им не только практические знания, но и учил, как надо относиться к больным, прививал милосердие.

За годы своей профессиональной деятельности он сделал несколько тысяч сложнейших операций, подготовил несколько десятков высококвалифицированных специалистов. Мы гордимся тем, что довелось работать с талантливым врачом, называем себя "дети Смирнова". Мы работали по-смирновски: любили больных и отдавали им частичку своего сердца. Прошли годы, но многие пациенты до сих пор помнят нас и, конечно, Бориса Смирнова, подарившего жизнь тысячам людей.

Виктория ЧЕРЕПАНОВА.

Фото из архивов Зинаиды ВЕДЕРНИКОВОЙ и Зейской центральной больницы.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник