
Родился я в 1927 году в селе Калинино Нерчинского района Читинской (тогда Иркутской) области. До 1924 года наше село называлось Успенский Монастырь, а всё потому, что раньше на этом месте стоял православный монастырь в честь праздника Успения Божией Матери. Его строительство началось в конце XVII века. Монастырь просуществовал до 1745 года, когда указом императрицы монахи были расселены, а храм стал приходским. В красивой каменной монастырской церкви меня маленького и крестили.
После революции, осенью 1922 года, во время поездки на Дальний Восток в село Успенский Монастырь заехал председатель ВЦИК Михаил Калинин. Сельские власти решили встретить его по старинке, построив по этому случаю специальные ворота. Но он на ворота даже не взглянул, а проехал в центр, где был организован митинг. После этого визита и в честь него в 1923 году местные власти решили переименовать Успенский Монастырь в село Калинино, но жители соседних сёл нас по-прежнему звали монастырскими.
В конце 20-х годов священника нашей церкви арестовали, матушка с тремя детьми (сын Вадим был моего возраста) какое-то время снимала у соседей квартиру. Потом они уехали, не знаю, куда. Храм забросили, советская власть сняла колокола, в помещении организовали колхозный инкубатор. Помню, как пятилетним мальчишкой мы с ребятами бегали по бывшей церкви, с высокой колокольни смотрели вниз, боясь упасть. Отец мой отказался идти в колхоз, и семья переехала на родину мамы. Мамины братья Миша с Григорием примкнули к красным, а дядьку Андрея, пригрозив расстрелом, забрали к восставшим. Воевал ли он, нет ли – не знаю.
А в семье до самой войны хранились церковные книги. Дед мой был церковным старостой и перед разграблением храма советской властью перенёс всю церковную литературу на чердак своего дома, где надёжно спрятал. В детстве я знал о тайнике, из любопытства лазал туда и с интересом читал «Закон Божий». Это было детское издание с иллюстрациями. В войну многие книги из этой тайной библиотеки каким-то образом пошли на самокрутки: курили тогда много, а бумаги не было. Уцелело ли что из старинных книг – не знаю.
А наша старая, разрушенная и разграбленная красавица-церковь до сих пор стоит на берегу Шилки.
Александр Чумилин.
п. Горный.
Справка "ЗВ"
В стиле московского барокко
Ранние сведения о первом в Забайкалье мужском монастыре Успения Пресвятой Богородицы находятся в сибирской Киприановской летописи. Согласно ей каменный храм был освящён в 1712 году, антиминс (благословение на служение Литургии) подписал Иоанн (Максимович), митрополит Тобольский и всея Сибири, прославленный в лике святых. Как утверждает архитектор Николай Крадин, изучавший сибирское зодчество, церковь эта от Байкала и до берегов Тихого океана самая древняя. Архитектурные детали фасадов выполнены в стиле так называемого нарышкинского (или московского) барокко.
Стиль этот появился в России во второй половине XVII века. Его шедеврами считаются церковь Покрова в Филях (1693 год) и здания Новодевичьего монастыря в Москве. Кстати, на берегу Шилки высится ещё один уцелевший храм того же стиля и времени. Когда-то там стояло село Бянкино. Сегодня на много десятков километров – лишь поля да сопки. Белокаменная Троицкая церковь за рекой восхищает взгляды проезжающих мимо в поездах путешественников.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
