Пусть будет жизнь достойна их усилий
Не смейте забывать учителей.
Пусть будет жизнь достойна их усилий.
Учителями славится Россия,
Ученики приносят славу ей.
Андрей Дементьев.
Случаи, о которых я расскажу, проходили в разное время с разными учителями. К большому сожалению, этих педагогов уже давно нет в жизни, но память о них жива. Большинство из нас навсегда запомнили свою первую учительницу и тех, кто преподавал в средних и старших классах, – добрых, чутких, отзывчивых, кто учил «буквы разные писать», «вычитать и умножать», а позже – вычислять логарифмы. Тысячи мелочей вспоминаются из школьной жизни, некоторые грустные, но большинство – смешные, «прикольные», говоря языком современных подростков.

Ядвига Гулевич, учитель химии школы № 1, – «гроза» нерадивых учеников. Ядю (так Ядвигу Иосифовну называли и коллеги, и ученики, и их родители) побаивались. Как-то бегу по переулку Пушкина, вижу – по тротуару на противоположной стороне спешит Ядвига Иосифовна. Втягиваю голову в плечи, чтобы не услышать жалобу на сына. Нет же! На бегу, не замедляя шага, громко произносит: «Кислоты! Соли! Основания»!». Я сразу поняла, о чём речь: мне, маме девятиклассника, надо проследить, чтобы он всё это выучил. Назавтра довольный сын принёс по химии «пять». А получить у этого учителя «пять» – это надо было иметь, что называется, семь пядей во лбу. Через некоторое время, уже будучи студентом-медиком, он признался, что в группе по “химиям” он один из самых сильных. «Не зря нас Ядя по своему предмету жуть как гоняла!», – сказал сын.

Василий Попов преподавал математику в школе № 3. Участник войны, остроумный, умевший найти подход к любому школьному сорванцу. Известно, что бесконечные инновации, технические средства, тестовые методы обучения давно стали насаждаться в школах. Чиновники от образования часто забывают слова великих русских педагогов – Ушинского, Писарева и других – о том, что не все инновации в школе приносят пользу, порой могут только навредить. Умные учителя знали, что если их и внедрять, то с большой осторожностью. Гороно, где я работала в то время инспектором, проверял школу № 3. И мне пришлось оценивать работу математика Попова. Урок в восьмом классе. Никаких ТСО, интерактивной доски и прочих новинок того времени. В руках учителя – только мел, перед учениками – тетради. Чётко, немногословно объяснил Василий Иванович способы решения квадратных уравнений. В процессе закрепления ученики выходили к доске и решали – кто с недочётами, кто без замечаний. В конце урока учитель раздал каждому по уравнению и большинство получили «4» и «5». Просто и доступно. Помню, что Василий Попов часто критиковал тесты, а применение ТСО считал оправданным лишь тогда, когда они необходимы, а не как дань моде. Иногда его называли ретроградом, но он совершенно не обижался, убеждая своим опытом, что иногда ретро лучше, чем липовое новаторство. Вспоминая этого удивительного человека, я и сейчас говорю ему: «Браво!».
Об Эрне Лакстигал написано много. Расскажу один случай. В 1980 году Министерство культуры СССР объявило слёт владельцев личных библиотек. Выбирать кандидатуру из Зеи для поездки в село Константиново Рязанской области (родина Сергея Есенина) долго не пришлось. Кто же ещё, как не Эрна Петровна, страстный пропагандист поэзии, книги из библиотеки которой пол-Зеи читают? Сергей Есенин – её любимый поэт. Сказано – сделано. Выступила Эрна Петровна в Рязани блестяще, а вот на обратном пути несколько дней пришлось провести в московском аэропорту: из-за непогоды самолёты на восток отменяли. Друзья дома переживали, а она успокаивала всех телеграммами: «Отъедаюсь сардельками» (тогда в Зее их не продавали) или «Обзавожусь новыми знакомыми». И никакой хандры.
Далёкие пятидесятые годы. На урок в десятый класс входит учительница литературы Мария Горбачёва, раздаёт тетради с сочинениями по шолоховской «Поднятой целине» и смеётся. «Руденко, ты читал роман?» – обращается к одному из учеников. «Читал», – отвечает тот. «Так что же Кондрата Майданникова всё время Мандратом Кайданниковым величаешь? И ведь ни разу не ошибся!». По-доброму посмеявшись вместе с нами, она успокоила расстроенного Витьку Руденко, заметив, что сочинение написано хорошо, и поставила ему «четыре».

Елена Волынец, заслуженная учительница РФ, оставила о себе в Зее самую светлую память. Работала она в разных школах. Однажды при встрече она спрашивает меня: «Что ребята говорят обо мне и моих уроках?» (она начала преподавать в школе, где учился мой сын). Я стесняюсь сказать, но всё же осмеливаюсь: «Она, говорят, не зануда». Елена так обрадовалась, обняла меня и говорит: «Лучшего комплимента мне ещё не говорили!».
Вот такими они были, наши учителя. Загруженные по макушку, с небольшими зарплатами учили они наших детей уму-разуму. И сейчас учителя в нашей стране учат не хуже, это признают во всём мире. А ещё, как и раньше, умеют пошутить и посмеяться.
Галина Колесова,
ветеран педагогического труда.
Фото из архива “ЗВ”.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
