
Зейскую среднюю школу я закончил в 1950 году. Последовательно учился во всех трёх её зданиях: в одноэтажном, в котором располагались начальные классы, затем в двухэтажном (его построили в 1935 году, сейчас на этом месте находятся Следственный комитет и магазин “Домашний”), а заканчивал школу в здании бывшей гимназии (на улице П. Осипенко, где сейчас обосновалась китайская ярмарка).
В статье Юрия Алексеева «Планета Зея» («ЗВ» № 103 от 3 сентября 2015 года) были помещены групповые фотографии учителей. Многих из них я знал, но учиться довелось только у Валерия Криушина. Зейскую среднюю школу он закончил в 1941 году вместе с Михаилом Сухаревым и Алексеем Гилёвым. В годы войны преподавал математику в 5–7 классах, а в 1949 году закончил Благовещенскую педшколу. У него учился мой старший брат Юрий.
Физическую подготовку и военное дело у нас вели сначала Алексей Колесников, а в старших классах – Сухарев.
Был знаком с Николаем Запертовым. Учителем он не был, а в школе вёл автодело. В последние годы жил в своём доме в переулке Пушкина. Порой его можно было видеть сидящим на лавочке возле дома. Проходя мимо, я здоровался с ним. Бывал у него дома, беседовали. Мне были интересны его рассказы, касающиеся истории Зеи.
Подростком он жил в доме старшего брата (служащего золотопромышленной компании) на прииске Владимировском. Был свидетелем восстания солдат
7-й роты 35-го Сибирского полка в ночь на 1 января 1920 года. Квартира, в которой жил Николай Запертов, располагалась в доме, где проживали офицеры этого полка. Дом атаковали повстанцы, началась стрельба, и пулей был пробит оцинкованный бак для воды. Его потом запаяли, и он ещё долго служил в доме брата.
В начале 30-х годов Николай Николаевич служил телеграфистом на почте и через него осуществлялась связь во время восстания, которое произошло в Сиане. Рассказывал он и о наводнении 1928 года и даже нарисовал схему расположения зданий на улице Набережной.
В годы войны в Зее была организована золотоскупка. Располагалась контора на улице Мухина. Если не ошибаюсь, в том же здании, где сейчас находится музей истории золотодобычи. Кроме ювелирных украшений, там же принимали россыпное золото. Взамен давали боны (с указанием стоимости в рублях). Отоварить их можно было не в Зее, а только в магазинах, которые располагались на территории приисков. У золотоскупки всегда дежурили милиционеры. К владельцам ювелирных украшений вопросов не было, а промышленное золото могли и изъять. Задача тех, кто имел драгоценный металл, состояла в том, чтобы просочиться в помещение и успеть бросить мешочек с золотом на весы скупщика. На этом этапе полномочия милиции заканчивались, и сдавшему оставалось только получить боны.
Жителям Зеи хорошо известен дом, в котором когда-то жил известный в городе врач Борис Смирнов, чьим именем названа больница. По моим сведениям, этот дом принадлежал Елтышеву, который закупал скот в Монголии и торговал в Зее мясом.
Арнольд Завьялов.
г. Томск.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
