Часть удивительной истории

Валентине Федоровне в сентябре исполнилось 70 лет. 31 августа 1975 года она в числе первых приехала на северо-восточный берег Зейского водохранилища, место будущего поселка Зейск. На ее глазах возводился железнодорожный мост через водохранилище, считающийся самым длинным по Байкало-Амурской магистрали, и рождался Верхнезейск, частью истории которого Валентина Гетьманенко по праву себя считает.

"Наш поселок удивительный! Темпы строительства были неимоверные!" – восклицает Валентина Федоровна. Еще не услышав всей истории, уже веришь, настолько подкупает ее умный и добрый взгляд, оптимизм. За пару часов беседы словно перелистала календарь событий тех лет, настолько ярок, эмоционален и точен в датах был рассказ моей собеседницы.

Начиная с крыши

15 апреля 1975 года к изыскателям института "Мосгипротранс" по зимнику прибыл первый десант "Мостоотряда-26", привезя с собой инструменты и оборудование для начала работ. Таким же путем к концу апреля была доставлена техника и остальные специалисты "Мостоотряда-26" из Комсомольска-на-Амуре и Хабаровского треста "Мостострой-8". В первую очередь прорубили просеку к месту расположения поселка и очистили площадку для посадки вертолета. Ведь большую часть людей с баз "Мостоотряда-26" в поселке Тыгде и городе Зее в Зейск перебрасывали вертолетом.

На одном из собраний руководящего состава стройки было решено: БАМ начинается с крыши над головой. Общежитие, баня, столовая, амбулатория, магазин, школа – с этих объектов начали строить мост. Монтажники – основная специальность работников мостоотряда – превратились в строителей. И закипела работа.

– Я долго не решалась поехать к мужу (Николай Гетьманенко в числе первой бригады геодезистов еще в апреле выехал к месту строительства), так как дочери предстояло идти в первый класс. В мае муж сообщил, что студенческий стройотряд Днепропетровского института инженеров транспорта уже заложил школу, и заверил, что в сентябре она обязательно откроется. Собрали мы с дочкой чемодан и из Читинской области поехали в Тыгду. 31 августа, купив цветы, вылетели на вертолете. Действительно 1 сентября школа и первая учительница встретили своих учеников: четверых первоклассников и троих третьеклассников. В здании был только один классный кабинет. В других помещениях расположились группа детского сада, медпункт и прорабская. Также были сданы сельсовет и два общежития.

Первое время семья Гетьманенко жила в общежитии, потом, как все семейные, – в вагончике. Позже на месте вагончиков построили Дом культуры. В первый год строили объекты соцкультбыта, за летний период сделано было много. Свободненский военторг № 615 в начале лета стал обеспечивать строителей продуктами питания и промышленными товарами в магазине-вагончике. Столовая военторга открылась 7 ноября, а первоначально питались в котлопункте: полевая кухня, длинные столы и лавки под навесом. Пекарня тоже была солдатская. Продукты доставляли на моторных лодках из Горного или на вертолете.

На строительстве работали комсомольчане, волгоградцы и зейцы. Бригады из Комсомольска-на-Амуре строили бетонный завод и дизельную станцию, бригады из Зеи и Волгограда – общежития и жилые дома. Днепропетровские студенты, кроме школы, к октябрю построили склад-овощехранилище, столовую, амбулаторию, магазин и детский сад. Начальником участка поселка Зейск был Юрий Роор, главным инженером – Герман Муравлев, прорабом по строительству жилья – Светлана Артеменко.

На панорамном фото Валентина Федоровна демонстрирует ход строительства поселка, рассказывая о каждом здании:

– К ноябрю возвели и заселили: шесть двухквартирных домов из бруса, шестиквартирный щитовой дом, 12 панельных домов на четыре квартиры, одно панельное общежитие и четыре щитовых. В жилых домах было печное отопление, в общежитиях, школе, столовой и складе – водяное. У каждого здания – небольшая кочегарка с котлом. Многие женщины работали в то время истопниками и числились транспортными рабочими. В 1975 году мне предложили работать на складе военторга, через год – экономистом по ценам. В военторге трудилась до 1983 года, награждена медалью за строительство БАМа. Затем работала секретарем исполкома.

В 1976 году местная амбулатория располагала лаборантом, стоматологом, гинекологом, педиатром, хирургом и терапевтом. Работал комбинат бытового обслуживания (КБО): парикмахер, швеи, прокат холодильников, радиол и стиральных машин.

Общее дело

В первую же зиму природа испытывала людей на прочность. 5 декабря столбик термометра опустился до минус 53 градусов. Имеющегося водяного отопления оказалось недостаточно, поставили железные печи, топившиеся круглосуточно, пока стояли крепкие морозы. Магазин работал два-три часа, пока продавец могла там находиться. В овощехранилище замерз картофель. Подмерзшую картошку помогали перебирать солдаты (несколько войсковых частей делали отсыпку, выполняли грунтовые работы, прокладывали железнодорожное полотно). Оставшуюся часть картофеля и другие овощи удалось спасти.

Основные стройматериалы летом доставляли на баржах по Зее. Случалось, уровень воды падал, и баржа не могла пройти до Зейска. Тогда к Горненскому перекату выезжали автомобили, работники мостоотряда и солдаты в срочном порядке разгружали баржи. Все задачи решали быстро и сообща, не деля на "ваше-наше". Надо, значит, надо, и все.

Журнальный столик завален альбомами, одна черно-белая фотография сменяет другую, повествуя о том времени.

– Музыкальная школа, библиотека, Дом культуры. Пусть и не часто, но к нам приезжали люди искусства. Помню, читает Лев Ошанин стихи, а за окном шумит трелевщик. "Мешает! Закройте окна!" – просит он. А здание сдано только под крышу: рамы есть, стекол нет, – вспоминает с улыбкой Валентина Федоровна. – Поселок жил полнокровной жизнью. Зрительный зал клуба всегда был полон: концерты, праздники, КВНы, ярмарки. В столовой проходили кондитерские выставки-распродажи. Проводились спортивные соревнования. Телевидения в поселке не было, но кинофильмы демонстрировали в одном из помещений недостроенного детского сада. На киносеанс приходили со своими табуретками. Кто сидел у печки-буржуйки, тот и был истопником.

Надо просто любить

Конечно, не все было безоблачно и радужно, но в целом мы прожили эти годы на позитиве. Со многими бывшими мостоодрядовцами я постоянно общаюсь, несмотря на то, что живем сейчас в разных городах. Вспоминая то время, понимаю – это было солнечное место в моей жизни. 40-летие Верхнезейска прошло ярко и красиво, но запомнился именно тот первый 10-летний юбилей и парад мотоциклистов с флагами. Наше поколение на БАМе делало одно общее дело. Все-таки мы прожили интересную жизнь!

Видя, с каким воодушевлением Валентина Федоровна повествует о событиях тех лет, задалась вопросом: как ей удалось сохранить такой оптимизм на протяжении всей жизни? Не удержалась и спросила. А в ответ услышала: "Надо любить жизнь, любить людей – и все будет хорошо". И я ей снова поверила.

Виктория ЧЕРЕПАНОВА.

Фото автора и из архива Валентины Гетьманенко.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник