К 100-летию Октябрьской революции
По данным переписи, к 1917 году крестьянское население Российской империи составляло 85 процентов и только 10 процентов были рабочими. При этом нужно иметь в виду, что половина из них имели землю и возвращались в деревни во время уборки урожая. Значительная часть рабочих вела холостяцкий образ жизни и проживала в бараках при заводах и фабриках, а их семьи оставались в деревне.
Таким образом не менее 95 процентов населения России того времени прямо или косвенно было связано с крестьянством. К этому нужно добавить, что и армия формировалась в основном из представителей крестьянского сословия.
Исходя из этого, давая оценку реальной жизни населения России, следует ориентироваться на эту категорию людей.
После отмены в 1861 году крепостного права крестьян оставили почти без наделов. До выкупа земли они были обязаны продолжать нести барщину (отработку на землях помещиков) или платить оброк (натуральный налог продукцией). В результате половину урожая им приходилось отдавать сразу в виде аренды за землю, а из второй части урожая - платить налоги и откладывать деньги, необходимые для последующего выкупа земли.
В 1903 году эти платежи составляли 89 миллионов рублей - это почти половина того, что сельское хозяйство России получало за экспорт зерна. То есть налоги и аренда вынуждали крестьян продавать практически весь урожай, чтобы его не выгнали с земли.
В среднем на душу населения российские крестьяне потребляли продовольствия на 20 рублей 44 копейки в год, а английские - 101,25 рубля. До 1917 года весь урожай изымался из села, а все мало-мальски развитые страны, производившие менее 500 килограммов на душу населения, зерно ввозили. Россия в рекордный по урожайности 1913 год имела 471 килограмм зерна на душу населения и всё равно зерно вывозила. Даже в 1911 году, на который выпал исключительно тяжёлый голод, было вывезено 53 процента всего зерна.
Правительством был установлен официальный "физиологический минимум" потребления на душу -
12 пудов (192 килограмма) хлеба с картофелем в год, что составляло 0,5 килограмма в день.
Из доклада Николаю II: "В зиму 1900-1901 годов голодало 42 миллиона человек, умерло 2 813 тысяч".
Из доклада Петра Столыпина в 1911 году: "голодало 32 миллиона. Потери 1 613 тысяч человек".
По данным статистики, в 1913 году в России более 12 миллионов человек (7,26 процента населения) было поражено эпидемиями холеры, трахомы, дифтерии, сибирской язвы, чесотки. Ещё девять миллионов страдали малярией, коклюшем и другими заболеваниями.
На 10 тысяч населения приходилось 1,6 врача, 1,7 фельдшера, 1,7 акушера и повивальной бабки. В сельской местности один врач приходился на 26 тысяч человек, в США в четыре раза больше.
В 1913 году в Амурской области на 60 тысяч крестьянского населения было две лечебницы на 10 кроватей, участковый врач и две повивальные бабки. А на всё Приамурье приходилось 19 врачей и 58 фельдшеров. Помощь со стороны хирурга, окулиста и психиатра сельскому населению не оказывалась вовсе.
На рубеже XIX-XX веков Россия оставалась аграрной страной с преобладанием сельского населения, но даже после отмены крепостного права вопрос о наделении крестьян землёй так и не был решён.
Первая мировая война, в которой Россия принимала участие, ещё больше обрекла крестьян на нищету. Именно к 1917 году крестьяне в шинелях осознали себя силой.
К осени 1917 года продовольственный кризис охватил практически всю территорию европейской части России, включая фронт. Голод стал реальным и решающим фактором развития событий. Захваты помещичьих земель и разгром усадеб начались весной, но настоящая крестьянская война развернулась осенью, когда завершились полевые работы.
Аналогичные события происходили и в Амурской области. Огромное влияние на настроение крестьян оказала Первая мировая война. До 1907 года крестьяне-переселенцы освобождались от прохождения военной службы, но затем Государственная Дума отменила эту привилегию. В результате 43 процента крестьянских хозяйств лишились мужской рабочей силы.
Работая в архивах Благовещенска и Владивостока, я не смог найти материалы, касающиеся ситуации в Зейском горном округе. Нашёл только лишь данные о крестьянах в Мазановском и Селемджинском районах.
В письмах и жалобах крестьян Новокиевки (Мазановская волость) сообщалось: "Теперь все ходят с понурыми головами, не знают, за что взяться. Да и как не думать - всё население нашей деревни бедное, сеют мало. Чтобы посеять хлеб в этом году, многие продали и последнюю скотину, а многие, надеясь на хороший урожай, много задолжали".
Задуматься крестьянам этого села было о чём. Ведь из 105 дворов только в 21 была лошадь, в 35 - корова и 18 дворов располагали сельхозинвентарём. Из 123 человек мужского населения (старше 16 лет) 88 сельчан находилось в армии.
Большой урон хозяйствам Приамурья был нанесён реквизицией хлеба. В 1915 году сложились исключительно неблагоприятные погодные условия - в северных хлебородных районах области в конце сентября выпал снег, а хлеб, по причине отсутствия рабочих рук, убрать не успели. Крестьяне же, в надежде на будущий урожай, взяли кредиты, вот и пришлось у них за долги реквизировать весь собранный урожай и инвентарь в придачу.
Вместе с тем земельный вопрос в Амурской области не стоял так остро, как в западных регионах России. Ведь территория стала заселяться только после 1858 года, и вплоть до 1901 года каждое семейство получало в надел до 100 десятин земли. При этом пустующих земель было предостаточно. По этим причинам особой классовой борьбы здесь не отмечалось.
Виктор РОМАНЦОВ,
член Российского союза писателей.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
