В Зейском водохранилище с 1985 года затонуло около 40 единиц техники. Это цифра относительная, так как считается, что имеются суда, которые пропали без вести во время шторма, или автомобили, ушедшие под неокрепший лед бесследно.
Воды очень много
Нынешняя зима – не исключение. С ноября по январь на дне водохранилища оказалось шесть автомобилей. К счастью, в большинстве случаев обошлось без человеческих жертв. Несмотря на печальную статистику, безрассудных автомобилистов не оставляет мысль: «Меня-то это уж точно не коснется». Они ошибаются, и вот почему.
Весна, лето и осень в прошлом году были непредсказуемыми. Синоптики никак не предполагали такого количества осадков в конце лета. Средний приток воды в водохранилище составлял 3900 кубометров в секунду, что превышало норму в 2,3 раза. Не менее щедрой на осадки оказалась осень. – Наполнение водохранилища происходило в два этапа, – рассказывает директор ФГУ «Управление эксплуатации Зейского водохранилища» Александр Карандашов, – довольно много воды поступило в апреле, затем до середины августа ничего аномального не наблюдалось, но к концу августа водохранилище достигло отметки 315 метров, так как приток превысил норму в 2,3 раза. Вода прибывала и прибывала, и в середине октября уровень водохранилища поднялся до отметки 317,5 метра.
По словам Александра Ивановича, эта цифра приблизилась к критической, при которой нужно было начинать холостой сброс через водосливные отверстия плотины. Но в это время в нижнем бьефе производились берегоукрепительные работы, поэтому был увеличен пропуск воды через гидроагрегаты.
Сегодня уровень воды в водохранилище на 1,43 метра выше, чем предусмотрено правилами использования водных ресурсов (ПИВР), и в конце прошлой недели отметка составляла 314,5 метра.
– Мы не припомним ни одного года, чтобы в водохранилище к зиме накопилось такое огромное количество воды, и так неравномерно замерзал лёд, – отмечает Карандашов, – на это было несколько причин: высокая отметка уровня водохранилища и аномально высокие температуры в конце осени – начале зимы. В ноябре мы наблюдали почти плюсовую температуру, а в начале декабря – до минус трех градусов. Поэтому лед разбивало около плотины. Образовалось даже озеро с незамерзшей водой. В такой ситуации невозможно замерить толщину льда. И выезжать сейчас на водохранилище крайне опасно. Мы обращаемся к жителям города, района, области, любителям рыбалки, ко всем, кто намеревается проехать по льду из поселка в поселок: не подвергайте опасности себя и своих близких.
трещит «по швам»
Жители города и района отмечают нынешней зимой небывало высокую влажность воздуха. Особенно это было заметно в самые морозные дни, когда столбик термометра опускался до минус 40 градусов: по утрам на тротуарах и ступеньках подъездов лежал заметный слой инея, словно ночью выпал снег.
– Для того чтобы весной водохранилище достигло отметки 310 метров по Балтийской системе высот, к 1 мая необходимо сработать 4,5 метра воды, – сообщил начальник отдела охраны водных ресурсов управления эксплуатации Зейского водохранилища Сергей Шапарюк, – поэтому вместо 700 кубических метров в секунду через агрегаты пропускают от 1380 до 1420 кубометров воды. Можно только предполагать, что сегодня происходит на водохранилище, но ледовая обстановка очень серьезная. Структура льда даже сейчас, после сильных морозов, неоднородная, потому что сначала лед нарастал, потом его разломало. А большая сработка воды приводит к проседанию, образованию трещин, пустот. Тот, кто выходил на берег водохранилища, наверняка слышал гул и треск, который раздается по всей округе из-за смещения льдин и их растрескивания.
Рождественские, крещенские морозы могли бы увеличить толщину льда, но этому мешает большой объем воды.
– Толщина льда в середине января не превышала 50 сантиметров, – приводит сведения директор гидрометобсерватории «Зея» Иван Воронин, – не могу сказать, какой она будет к концу зимы. Но, по нашим наблюдениям, декабрь в Зейском районе оказался на один градус теплее среднемноголетних температур.
Что будем пить?
С ноября ежемесячно в среднем две машины уходили под лед водохранилища. Каждая из них – это загрязнитель водоема, из которого селяне и горожане пьют воду.
В первую очередь в воду поступают нефтепродукты. По статистике, одна тонна нефтепродуктов достаточно быстро покрывает площадь 12 квадратных километров. А один литр нефти, образуя пленку, лишает кислорода 40 тысяч литров воды. Нефтепродукты, говорят химики, малорастворимы в воде. Но именно растворимые компоненты, содержащие полициклические ароматические углеводороды, отличаются высокой канцерогенной активностью. Особенно высокое содержание ароматических углеводородов характерно для дизельного топлива и машинного масла.
– В соответствии с мониторингом, проводимым управлением эксплуатации водохранилища, в акватории наблюдалось незначительное превышение нефтепродуктов в приплотинной части, в устьях рек Алгая, Мульмуга, Дуткан, Темна, Большой Гармакан, Гилюй, в заливах рек Большой и Малый Могот, Большие и Малые Дамбуки. Источником поступления нефтепродуктов являются малые суда: моторные лодки, катера. Зимой – автотранспорт, продвигающийся по льду, а особенно тот, который уходит под воду, – считает заведующая гидрохимической лабораторией Нина ЛЕУСЕНКО.
Летом Зейское водохранилище страдает от нашествия туристов на Снежногорские пески. Когда-то утверждали, что мусор с пляжей вряд ли окажется близ плотины, где расположен городской водозабор. Ошиблись. Прошедшим летом большая вода принесла отходы жизнедеятельности отдыхающих к плотине. Нефтепродукты окажутся там же.
Ежегодно глава Зейского района издает приказ о запрете выезда на лед водохранилища. В этом году автомобилистов должен останавливать не страх наказания, а страх, который таит в себе ледяная бездна.
Марина ТИШКОВА.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
