Жизнь продолжается

Несмотря на то что состояние дороги до Ивановки далеко от совершенства, проехать в село можно даже на легковом автомобиле. Правда у сворота с трассы Зея – Тыгда путешественника непременно встретят сотрудники полиции, вежливо поинтересуются целью поездки, а на пути обратно ненавязчиво предложат открыть багажник машины для осмотра. Может быть, кто-то и обижается на такое “перебдение”, но я отнёсся к этому спокойно: надо – значит, надо. Когда 22 августа направлялся к селу, ребята предупредили, что впереди могут быть непростые участки, впрочем тут же успокоили, выказав уверенность, что водители в беде не оставят, благо дорога до Ивановки день ото дня становится всё оживлённее.

 

Стихия оставила свой след

Буквально через сотню метров убеждаюсь в справедливости предупреждения полицейских: недавно отсыпанные участки ухабисты, а на полотне дороги то и дело попадаются лужи. Но ехать можно, да и на дороге я не одинок. Пока останавливаюсь и фотографирую, мимо проезжают машины в обоих направлениях.

В объектив фотоаппарата попадают участки дороги, мост с размытыми к нему подъездами, завалы вырванных с корнем деревьев, принесённых потоком воды... Результат разгула стихии виден везде и даже сейчас, после того как вода ушла, чувствуется, насколько грозной и неуправляемой была эта сила. В эти дни село похоже на человека, едва-едва оправившегося от тяжёлой болезни: оставшиеся после потопа лужи у домов, деревья с клочками соломы и сена на стволах, повалившиеся заборы, устойчивый запах сырости.

Несмотря на то что официальное возвращение эвакуированных жителей в свои дома ещё не началось, Ивановку малолюдной не назовёшь. Прежде всего бросается в глаза обилие специальной техники МЧС: окрашенные белой краской автомобили постоянно снуют по улицам села. А ещё приезжий человек сразу же отмечает какую-то особую доброжелательную атмосферу, которая царит в отношениях между людьми. На улицах не слышно резких раздражительных возгласов, никто из водителей не выказывает нетерпения по поводу того, что кто-то не там остановился или не вовремя пошёл. С кем бы мне в этот день ни доводилось побеседовать, ни у кого не мелькнуло даже тени раздражительности, хотя многим явно было не до назойливого корреспондента. Наверное, для тех, кто пережил три наводнения подряд, открылось что-то такое, чего не понять людям, не испытавшим подобной беды.

Восстанавливать или уезжать?

В поисках собеседника решил не бродить по селу, а подошёл к первому же у околицы дому, благо что у калитки собралось всё семейство и даже кошка. Как выяснилось, во время наводнения семья из села не уезжала.

– Эта сторона улицы немного повыше, – объясняет глава семейства. – Так что, в отличие от соседей, нам досталось меньше. Ну и пересидели потоп.

Как и у всех жителей села, в огороде не осталось ни былинки. Недавно раздавали по дворам наборы овощей и картофеля.

– В том конце деревни, – машет женщина в сторону центра, – картошка досталась нынешнего урожая, а нам привезли прошлогоднюю. Много гнилой оказалось. Из трёх мешков всего пять вёдер набрала пригодной для еды. Остальную – выбросила.

От воды пострадала затопленная техника. “Жигули” хозяин уже реанимировал, и машина бодро бегает по поселковым улицам. Сейчас дело за ГАЗ-53. “Масло придётся заменить”, – поясняет мужчина.

Но затопленная техника – полбеды. Главная проблема – отсыревшие и повреждённые водой дома. В какую копеечку выльется их ремонт и успеют ли до зимы восстановить жильё, никто сказать не может. Ведь с учётом спроса цены на строительные материалы сейчас могут взлететь до небес. А можно ли с помощью тепловой пушки осушить стены и пол – неведомо.

Такая же забота и у жителя другого дома. От воды пострадали мебель, обои, половое покрытие.

– В подполье – вода, – рассказывает мужчина. – Пол сколько ни пытался очистить от слизи, она появляется снова. Вонь стоит дома от этой гнили. Обидно. Только ремонт сделал, кровать для детей купили большую двухъярусную и её тоже затопило. Вода так быстро подступала, что разбирать её уже времени не было, а на чердак не затащишь – слишком громоздкая. Ну, ладно, приведу я своё жильё в порядок, а если на следующий год или через год новый потоп? Наверное, лучше бы уехать отсюда, да куда уедешь?

Пока беседуем, к соседнему дому подъезжает “Урал” МЧС и молодые ребята начинают забрасывать в кузов пришедший в негодность скарб, который хозяева вынесли к калитке. Неподалёку грейдер разравнивает кучи гравия. Его привезли к домам жителей села и сейчас обустраивают подъезд.

Фестиваль гитарной песни состоится

Четверг выдался тёплым и солнечным. Воспользовавшись подарком погоды, жители спешат просушить то, что ещё можно спасти: ковры, паласы, одеяла, подушки. Библиотекарь дома культуры раскладывает на солнышке промокшие книги.

– Какие книги! – чуть не плачет женщина. – Иллюстрированные словари, энциклопедии... Им цены нет.

Как оказалось, от воды пострадали книги, которые находились на нижних полках, и сейчас персонал дома культуры пытается спасти то, что осталось. К большому горю, от воды изрядно пострадали документы и вещи, рассказывающие об истории села. Собирались они много лет, и, несомненно, их утрата – большой удар для энтузиастов-краеведов.

Глава района Андрей Сухомесов – частый гость в Ивановке. В этот день он тоже нашёл время и посетил село. По его словам, работа по восстановлению ведётся по нескольким направлениям сразу: очищаются улицы от мусора, веток, деревьев и пришедшего в негодность скарба.

– Кроме того, – рассказал Андрей Модестович, – доставлено семь мотопомп, с помощью которых начнут откачивать воду из погребов и подполий. Приступаем уже к дезинфекции, дезинсекции и дератизации и планируем в субботу начать реэвакуацию жителей. Сейчас мы определяем необходимый объём строительных материалов, которые понадобятся для восстановления жилья.

Что касается перспектив села, которое располагается не в самой благоприятной зоне, то глава района пояснил, что после комиссионного обследования домов будет принято решение по каждому из них. Возможно, от идеи восстановления некоторых из них придётся отказаться. Если вести строительство в Ивановке, то предпочтительнее выбирать незатопляемые места. Но ещё в конце минувшего года определены строительные площадки в Овсянке, Сосновом Боре и Заречной Слободе. Может быть, кто-то из жителей затопляемого села пожелает перебраться в более безопасное место и поближе к городу.

Но, несмотря на сложную ситуацию и перенесённые испытания, решено назло стихии фестиваль гитарной песни не отменять и провести его в Ивановке в назначенное время.

Григорий Филатов.

Фото автора.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник