У наших соседей на станции Тыгда произошла трагедия
В течение прошлой недели ежедневно в Зейском районе фиксировалось от четырёх до пяти очагов пожаров. В их тушении задействованы лесоавиаохрана и другие спецслужбы.
А в минувшую пятницу произошла страшная трагедия в Тыгде. В поселке сгорело 83 жилых дома. Причина бедствия – пал, пришедший со стороны леса, который в результате шквального ветра перекинулся на жилые дома. В течение прошлой недели ежедневно в Зейском районе фиксировалось от четырёх до пяти очагов пожаров. В их тушении задействованы лесоавиаохрана и другие спецслужбы.
А в минувшую пятницу произошла страшная трагедия в Тыгде. В поселке сгорело 83 жилых дома. Причина бедствия – пал, пришедший со стороны леса, который в результате шквального ветра перекинулся на жилые дома.
Хаос
В прошлую пятницу даже ранним утром над Зеей стояла дымка, воздух пропах гарью. В районе объявлен режим ЧС в связи с пожароопасной ситуацией. Но работа есть работа, и мы отправляемся в один из отдаленных поселков Зейского района – Октябрьский.
Несмотря на закрытые окна, в машине пахнет гарью. Монотонный весенний пейзаж, когда только сошел снег, а природа еще не проснулась, чтобы одеться в зеленый наряд, сменяется обугленными островками с выгоревшей травой. Но сухостой дымится, и видно, что пал идет все дальше, расползаясь змейками в сторону леса.
Дорога до Октябрьского многочасовая. За окном мелькают один за другим поселки: Алгач, Чалбачи, Умлекан, Рублевка. Близ населенных пунктов горящих участков становится всё больше. Когда проезжаем Юбилейный, на дороге показывается косуля, она перебегает дорогу в двух шагах от автомобиля. Обессилевшее и надышавшееся гарью животное даже не прибавляет скорости. Движущийся автомобиль, по-видимому, для неё менее опасен, чем надвигающаяся за спиной стена едкого дыма. Бедные животные мечутся, пересекая дорогу, то в одну, то в другую сторону. Юркий бурундук застыл на обочине, оценивая обстановку. Но, скорее всего, полосатому грызуну придется несладко. Сухостой горит по обеим сторонам дороги, а выгоревшие пятачки еще не успели остыть. «Бедолага, из огня да в полымя», – пронеслась бессильная мысль. В размеренной лесной жизни царит хаос. Утки, взлетев с водной глади маленького озерца, полетели в сторону, куда убежала косуля. Огромный филин, подпустив поближе автомобиль, громко ухнул и полетел вдоль дороги, словно указывая путь.

Командировка заканчивается ближе к вечеру. По разбитой дороге от Депа движется вездеход. На кабине сидят довольные мужчины. Откуда едут? Сезон охоты еще не открыт, в лесу все горит. Не за легкой ли добычей ездили мужички, воспользовавшись беззащитностью диких животных?
Сумерки сгущаются. Перебравшись вброд через реку, усаживаемся в поджидающий автомобиль.

Обратная дорога – кадры из фильма ужасов. Из темноты видны не только дым, но и пламя пожаров. Где-то догорают сухие пни, устремляясь в небо оранжевым пламенем. Шквальный ветер повалил деревья, и нам приходится несколько раз останавливаться, чтобы убрать преграду. Зарево на западе и востоке. Горят березы, ветер разносит искры на несколько метров, и огонь опережает машину. Бедствие распространяется с невероятной скоростью.
Останавливаемся у обочины. Словно гигантские фейерверки, прямо у дороги горят сосенки, которые должны были превратиться в вековые сосны. Смолянистые иглы вспыхивают с легким шипением. Хочется снять куртку и бежать тушить. Но разум подсказывает – это бесполезно. Человеческая безалаберность, халатность, бездумность, а в итоге – ужасные последствия для природы.
Где МЧС, пожарные, народные дружины? Почему так безропотно мы отдаем свое богатство? На протяжении всего пути – ни одного патруля. Все просто – горим, и точка. Впрочем огнеборцы, наверное, где-то на передовой и вряд ли успеют к каждому очагу пожара.
Когда появляется связь, одному из попутчиков звонят родственники из Тыгды. Чудовищный пожар уничтожил четыре улицы. Нулевое настроение от происходящего переходит в минусовое, это когда человек впадает в ступор, не понимая, реальность это или сон.

Горели молча
Картина по дороге до Тыгды ничем не отличалась от той, которую мы видели прошлым вечером. В поселке полно машин ППС, МЧС, автобусов. Воздух пропитан запахом печеной картошки и горелого мяса. На месте пожарища – остовы печных труб, обгоревшей металлической утвари. Прямо на дороге валяются тушки кур с опаленными перьями. По пепелищу бродят люди, копаясь в кучах хлама.
Мужчина в костюме с чужого плеча смотрит настороженно, а потом его словно прорывает. Он говорит, сбиваясь и проглатывая ком, подступивший к горлу. Лицо покрыто волдырями, а под солнцезащитными очками – красные слезящиеся глаза.
Андрей Буланов только устроился в пожарную охрану. Это был первый его караул. Ночь была неспокойной, но в восемь часов утра он сдал смену и отправился домой. Недавно он закупил пиломатериал и начал строить новый дом. Поэтому не стал отдыхать, а занялся хозяйскими делами. Но ближе к обеду раздался звонок от начальника караула. В сторону лесопилки пошел пал. Андрей выгнал мотоцикл и помчался на другую сторону поселка.
– Часа два мы там бились, – рассказывает он, – люди помогали. На лесопилке штабеля леса загорелись. А тут жена звонит, говорит, что нечем дышать. Я ей наказал заполнить водой все емкости и расставить их возле нового дома, чтобы в случае чего начать тушить. Успокоил, что скоро подъеду. Но поступает команда, что в другой стороне загорелось два двухквартирных дома от пала, пришедшего от телевышки. Шквальный ветер подхватил огонь и понес по поселку. Когда я был у своего дома, уже все горело. Наша породистая собака забилась в дом, очень она боится шума и фейерверков. Так и сгорела там заживо. А потом позже мы узнали, что в огне погибла наша соседка. Она старенькая была, никто не спохватился вовремя, а сама она не смогла выбраться из дома.
По щекам Андрея покатились слезы. Он сделал несколько шагов и, подойдя к сосне с обгоревшей корой, чудом уцелевшей, нежно провел рукой по стволу.
– Мама моя посадила, когда мне года три было, – произнес Андрей, едва сдерживая рыдания, – фотография была, где она стоит с лопатой и саженцем в руках. Никому не дам спилить дерево, и бульдозер сюда не пущу. Всё граблями уберу, сам дом построю.
По словам очевидцев, пожар распространялся мгновенно. Многие не успевали опомниться. Там, где рядом были каменные дома, пытались перенести туда вещи. Но и это не спасло, огонь не пощадил и эти здания. Все основные силы были брошены на нефтебазу, которую все-таки отстояли.
– Сильный дым был несколько дней, – говорит Маша Широкова, – но после обеда он стал непереносимым. Когда мы увидели, что пожар несется в нашу сторону, то выскочили на улицу. Никто не шумел, не кричал. Все горели молча. Загорелся соседский дом, и мы стали тушить его, потому что огонь перекинулся бы на столовую. Но ничего не помогло. Сильного огня не было, был очень сильный жар, поэтому невозможно было близко подойти. А у нас не было ни воды, ни техники, чтобы что-то сделать. Поэтому мы схватили документы, детей и стали спасаться. Я до сих пор не верю, что все это с нами произошло. И на душе пустота…
В местах, где виднелись останки от бывших домов, сиротливо лежали собаки, не понимая, что произошло, куда девались хозяева. В глазах – смертная тоска. Осиротевшие, они обреченно покорились судьбе, решив не покидать родных мест. Грустный мальчик, лет 13, заглядывал в разные емкости, поднимал листы железа.
– Кошку свою ищу, – сообщил Саша Кузнецов, – она никогда далеко от дома не уходила. А когда вывозили телевизор, компьютер, она убежала. Мы потом на стадион пошли, издалека наблюдали. Шифер трещал, искры летели, очень жарко было и страшно.
Вместе с Сашей мы немного побродили по пепелищу, но кошка так и не отыскалась.
Уже с утра для погорельцев было организовано горячее питание. На станцию доставили пять вагонов для расселения людей. «Будем стоять здесь до особого распоряжения. Пока заселен только один вагон», – говорит проводник состава Вячеслав Шведовский. 200 мест подготовили в Магдагачах. Но все люди пожелали остаться в Тыгде, многих приютили родственники и знакомые.
Как сообщила директор Магдагачинского комплексного социального центра «Гармония» Людмила Матошина, по предварительным данным, в результате пожара сгорело 137 домохозяйств, пострадавших – 371 человек, среди них 65 детей. В других СМИ указано, что сгорело 83 дома, но многие из них были двухквартирными и даже четрехквартирными.
С людьми работают психологи МЧС, приехавшие из Хабаровска. Губернатор Амурской области Олег Кожемяко утром провел сход граждан. Он пообещал, что пострадавшие не останутся без внимания областного правительства.
– Сейчас решаем вопросы, связанные с обустройством быта людей, – говорит Олег Николаевич, – практически завершены работы по восстановлению энергоснабжения. Обстановка в области остается пожароопасной и требует особого внимания всех глав городов, районов, поселений.
С понедельника каждой семье выдадут по десять тысяч рублей в качестве материальной помощи. А всего эта сумма должна составить 30 тысяч рублей. В мае начнется строительство быстровозводимого жилья, которое должно быть завершено в сентябре. Желающие могут сами заняться строительством, и в этом область обещает им помочь.
Местные предприниматели взяли на себя обязательство помочь одеждой всем детям.
– Народ на удивление спокоен, – отмечает заместитель главы Тыгдинского сельсовета по социальным вопросам Светлана Металикова, – люди чувствуют, что их не бросили. К каждому будут подходить индивидуально. Если семья лишилась крупного рогатого скота, то им помогут в приобретении, пообещали выделить посевной материал. Практически все изъявили желание возводить дома на тех же участках, где они стояли раньше. В течение месяца будет организовано трехразовое питание. Желающие получили постельные принадлежности. Мы объявили акцию по сбору вещей.
По иронии судьбы несколькими днями раньше этой трагедии в Тыгде был развернут штаб гражданской защиты и пожарной безопасности Амурской области, который провел большую работу по тушению пожара в районе Черняево. А вот Тыгда не уцелела.
Марина ТИШКОВА.
Фото автора.
Справка "ЗВ"
Те, кто готов оказать помощь пострадавшим, могут позвонить в Тыгдинскую администрацию по телефонам: (8 41653) 91-3-49, 91-1-91.
Правительство Амурской области открыло счёт для перечисления денежных средств погорельцам посёлка Тыгда Магдагачинского района. Реквизиты:
Получатель: УФК по Амурской области (Финансовое управление администрации Магдагачинского района)
ИНН: 2818000597
КПП: 281801001
Номер счёта: 40101810000000010003
ОКАТО 10231000000
л/с 04233010780
Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Амурской области
БИК 041012001
Код дохода 005 207 05000 05 0000 180
В назначении платежа обязательно указать: Пожертвование пострадавшим с. Тыгда Магдагачинского района от пожара 2012 года.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
