Нынешний купальный сезон выдался как нельзя благодатным. И потянулись по Зейскому району колонны автомашин в сторону поселка Снежногорского на знаменитые «золотые пески». Для жителей Якутии, Приморья, Амурской области это место заменяет побережье Японского моря. Многие напуганы аварией на АЭС в Фукусиме и присутствием акул, которые в прошлом году навели панику на отдыхавших в бухтах Уссурийска и Находки.
Караваны пошли к морю
Увы, мечты о том, что в этом году снежногорский пляж будет обустроен, не оправдались. Как и в прежние годы, он остается «диким». Возможно, усилия районной администрации, которая в полном составе вместе с добровольцами осенью и в начале лета очистила территорию от мусора, принесли свои плоды. Прибрежная полоса уже не напоминает помойку. Но последствия от содержимого туалетов, которые люди устраивают прямо у кромки воды, еще успеют сказаться на здоровье тех, кто рискнул провести досуг в этом живописном месте. Если вспомнить прошлый год, то примерно к августу многие побывавшие на снежногорских песках обратились в инфекционное отделение Зейской центральной больницы с расстройствами пищеварения и кишечными инфекциями..jpg)
Но и в этом году народ на свой страх и риск преодолевает около 120 километров от районного центра, устремляясь в сторону вожделенных песков. Ежедневно колонны машин выезжают на трассу, ведущую к Снежногорскому. Каждый думает: «Со мной плохого не произойдет». Или: «Авось пронесет».
Прибывая в райский уголок, отдыхающие стараются обустроить быт. И вновь вблизи от воды, в крайнем случае метров за сто, устанавливают шесты, закрывают брезентом и в неглубокой ямке справляют нужду по десять-двадцать человек. Рассказывают, что приехавшая поздним вечером семья раскинула палатку и улеглась спать в своем убежище. Каково же было отвращение, когда утром обнаружилось, что глава семейства всю ночь проспал на месте чьего-то туалета. Хорошо еще у палатки было дно, а поверх лежал спальник.
Штрафовать можно всех подряд
В конце прошлой недели инспекторы природоохранных учреждений провели рейд.
– Цель нашей поездки – оценить обстановку и обследовать береговую полосу в административной зоне поселка Снежногорского, – рассказал начальник отдела охраны водных ресурсов Управления эксплуатации Зейского водохранилища Сергей Шапарюк, – мы провели обследование 6,5 километра от залива Гаражного до залива Борговичи. Этот участок представляет пляжную зону с большим количеством отдыхающих. Мы насчитали более тысячи человек и около 300 единиц легкового автотранспорта. Автомобили, палатки и самодельные туалеты – все это расположено прямо на берегу водохранилища. Но, несмотря на большое скопление людей и машин, пляж не загрязнен. Мы обнаружили только два места с небольшим количеством мусора. Мусор после себя отдыхающие вывозят и складируют в отведенном для этого месте, за что мы им благодарны. Что мы отметили? Частный автотранспорт находится на береговой полосе, отсутствуют площадки для автомобилей с жестким покрытием. Места складирования мусора расположены в пределах водоохранной зоны. Продолжается стихийное строительство туалетов, бань, душевых кабин вблизи кромки воды. Но, с другой стороны, если туалеты убрать, то народ будет загрязнять лесополосу.
В водоохранной зоне Снежногорского залива обнаружена вкопанная емкость с отходами ГСМ. Мы понимаем, что это – наследство от прекратившего свою деятельность в этом районе лесоперевалочного комбината. Но так как емкость находится в пределах административной зоны Снежногорского сельсовета, то, по нашему мнению, решить вопрос по её очистке или вывозу должен глава поселения. Конечно, к нему были претензии по поводу состояния места складирования бытовых отходов. Там стоят две емкости, но мусор давно не вывозился и свалка становится стихийной. Поэтому составлен акт, в дальнейшем главе сельсовета будет выдано предписание.
.jpg)
Водный кодекс предписывает, что въезд в 200-метровую водоохранную зону категорически запрещен, также нельзя мусорить, а уж тем более устраивать туалеты и бани. Нарушителей ожидают административные штрафы от трех до четырех тысяч рублей.
– В прошлом году природоохранная прокуратура Амурской области наказала отдел рыбоохраны, посчитав, что на территории снежногорских песков эпидемиологическое и экологическое бедствие, – говорит старший госинспектор Зейского межрайонного отдела государственного контроля, надзора и рыбоохраны Галина Зорина, – в этот раз мы попробовали применить административные меры к отдыхающим и даже составили один протокол на водителя, который проехал на машине в водоохранную зону. У нас было четверо инспекторов, и мы поняли, что такая масса народа неуправляема. Причем в наш адрес сыпались угрозы. Машины были с хабаровскими, владивостокскими, читинскими, нерюнгринскими номерами. То есть компании приезжают со всего Дальнего Востока. А организованного отдыха как не было, так и нет. Поэтому к концу сезона и впрямь можно ожидать инфекционные заболевания.
Есть ли выход?
Как отметили инспекторы, выход в одном: искать средства или арендаторов и обустраивать зону отдыха на снежногорских песках. И приступать к делу нужно немедленно, так как скоро ситуация может выйти из-под контроля, и тогда «золотые пески» могут превратиться в карантинную зону.
– Нужны денежные вливания, – считает Сергей Шапарюк, – глава Снежногорского поселения Андрей Карпенко говорит, что может организовать вывоз мусора, но у него нет на это средств. В прошлом году местный предприниматель занимался уборкой, готов делать это и сейчас, только платите.
Понятно, что деньги с неба не свалятся, по-видимому, их нет ни в районе, ни в области, но почему-то Зейский район в прошлом году даже не был включен в областную программу развития туризма. Впрочем средства на реализацию этой программы урезаны и вряд ли стоит надеяться, что они отыщутся.
– Но я считаю, что администрация района пассивна, – отмечает Галина Зорина, – разве бюджет Снежногорского потянет такой большой проект? Если и в районе нет денег, нужно обращаться к губернатору, бить во все колокола. Я понимаю, что законодательство меняется стремительно. Один из предпринимателей начал было оформлять разрешительную документацию, чтобы обустроить снежногорский пляж, но появились новые требования – оформление кадастровых паспортов на землю, а их в районе нет. И если сейчас не взяться за это, то и следующий сезон будет потерян. Нельзя из года в год говорить об одном и том же и ничего не предпринимать. По моему мнению, налицо бездействие местных властей. Наша же служба – государственный контроль. И это мы должны наказывать главу Зейского района Андрея Сухомесова и главу Снежногорского сельсовета Андрея Карпенко, но, вопреки всему, почему-то наши инспекторы получают выговоры.
Не будет денег, ничего не изменится
По телефону глава Снежногорского поселения Андрей Карпенко сообщил, что в районной администрации пообещали выделить средства на вывозку мусора. И хоть денег в наличии еще нет, предприниматель уже принялся за уборку территории организованной свалки на пляже.
– Для администрации поселка и жителей этот чудесный уголок природы – настоящая головная боль, – сетует Андрей Степанович, – да, конечно, наши предприимчивые женщины предлагают отдыхающим выпечку, овощи со своего огорода, зарабатывая тем самым лишнюю копейку. Зато приезжие гоняют на машинах по улицам, нарушают общественный порядок, хулиганят. А чтобы навести порядок, думаю, выход в одном – привлекать инвесторов. Уже давно необходимо было провести мероприятия по переводу земель в рекреационную зону. Теперь, когда поменялось лесное законодательство, нужны еще и кадастровые планы и паспорта. На сегодняшний день в бюджете сельсовета вообще нет ни рубля, так как субсидии на дизельное топливо, которые должны были прийти в начале года, поступили только в июне. Поэтому пришлось в начале года все свои бюджетные деньги истратить на горючее. А побывавшая на песках комиссия сделала те же выводы, что и в прошлые годы, так как ситуация практически не изменилась. Емкость, которую оставил ЛПК с отработанным дизтопливом, тоже придется брать на себя, а это дополнительные затраты. Остальное, что в моих силах, стараюсь делать. На пляже расставлены аншлаги с предупреждением, что нельзя купаться в водоеме, обозначено, что водоохранная зона составляет 200 метров. Но люди как подъезжали к воде на машинах, так подъезжают. И я не в силах что-либо изменить.
Уже лет семь местные власти пытаются решить экологическую проблему и обустроить снежногорские пески. Но дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Уже сменилось несколько глав района, которые тоже намеревались что-то предпринять, а намерения пока остаются только намерениями.
Марина ТИШКОВА.
Фото автора и Сергея ШАПАРЮКА.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
