На птичьих правах

Елена КОЛЕСОВА, председатель родовой оленеводческо-промысловой общины "Юктэ", стала участницей II Всероссийской научно-практической конференции "Актуальные вопросы обеспечения прав и свобод человека и гражданина: региональное измерение", проходившей в Хабаровске в сентябре.

Организаторами масштабного мероприятия выступили уполномоченный по правам человека в Хабаровском крае Игорь Чесницкий и Дальневосточный институт управления. Конференция объединила 20 уполномоченных по правам человека, ребенка и коренных малочисленных народов Севера из 16 регионов страны. Елена Григорьевна представляла Приамурье.

В центре внимания омбудсменов были вопросы обеспечения прав и свобод человека в российских регионах, выявление актуальных проблем в правозащитной деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий и организаций. Но в обширной программе конференции Елену Колесову больше всего заинтересовал доклад Константина Роббека, уполномоченного по правам коренных малочисленных народов Севера в Республике Саха (Якутия). Константин Васильевич озвучил проблемы реализации прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера.

- Наши права ущемляются. Особенно остро стоит вопрос права на землю. Это проблема № 1, она характерна для коренных малочисленных народов не только нашего, но и других регионов России, - говорит Елена Григорьевна, - Земля севера богата полезными ископаемыми. И все больше территорий отходят промышленникам, наносящим огромный ущерб природе. В итоге наше право на безопасную окружающую среду попирается. В Якутии, Ханты-Мансийском автономном округе, на Ямале работают механизмы, которые прописаны в законе о традиционных территориях природопользования коренных и малых народов. Там как-то находят общий язык с коренным населением, заключая соглашения. В Амурской же области в этом вопросе одни проблемы, нужды малых народов не понимают или не хотят понимать. Земли отходят коммерческим организациям, остальное - территории общего пользования.

В Бомнаке - четыре родовые эвенкийские общины, которые занимаются охотой и разведением оленей. Но ни за одной из них юридически не закреплено ни гектара тайги. Дальневосточный гектар раздают налево и направо. А мы свои права на землю должны доказывать в суде. Почему нельзя перевести часть бывших совхозных угодий в разряд территории традиционного природопользования коренных и малочисленных народов? Законодательство позволяет это сделать.

Раньше за совхозом числилось 3,6 миллиона гектаров земли. Там мы жили, охотились и занимались оленеводством. В 2002-2003 годах все совхозы обанкротились, в итоге эвенки лишились таежных угодий. До 2014 года у нас в аренде было 1,2 миллиона гектаров. В 2015 году Арбитражный суд Амурской области обязал региональных чиновников продлить лицензию для общины на пять лет. Охотуправление, с которым мы судимся, землю не дает. Мы просили долгосрочную аренду на 25 или 49 лет. Нам отказали, сославшись на ведомственное письмо Минприроды. За право пользования угодьями (500 гектаров земли) "Юктэ" предложили заплатить почти два с половиной миллиона рублей. А за аренду 1 260 000 га пришлось бы заплатить шесть с половиной миллионов рублей. Где взять такие деньги? Знаю, что другие эвенкийские общины подали заявки в охотуправление на предоставление угодий. Но и у них до сих пор этот вопрос не решен. Что это, если не ущемление наших прав?

Тайга - наш дом, где мы живем столетиями. А теперь свой собственный дом мы должны у кого-то купить. Поддержка коренных малочисленных народов получается только на бумаге. А на деле федеральные законы "О гарантиях прав коренных и малочисленных народов Российской Федерации" и "О территориях традиционного природопользования коренных и малочисленных народов Севера", гарантирующие нам возможность жить так, как мы привыкли, заниматься охотой, оленеводством, рыбной ловлей, не исполняются. В тайге все наши общины на птичьих правах, - резюмирует Елена Григорьевна.

Среди выводов и предложений конференции один из пунктов гласил: "Участники конференции выражают уверенность в том, что объединение усилий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных и правозащитных организаций, самих граждан позволит существенным образом улучшить защиту их конституционных и гражданских прав, соблюдение их государственных гарантий".

Противостояние Елены Колесовой продолжается не один год: "За мной люди, они надеются, я не могу опускать руки".

Виктория ЧЕРЕПАНОВА.

Фото автора.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник