Ничего зря не бывает

Симпатичный молодой человек – на вид лет за тридцать. Его заявление о 40 прожитых годах повергает в шок. Вот бы женщинам уметь так «замораживаться». Но после нескольких минут общения понимаю: это внутреннее состояние – если не стареешь душой, то и тело остается молодым.

Николаю Наконечному до всего есть дело. Такой он беспокойный человек. Разъезжая на грузовике по просторам Зейского района, Амурской области и даже Хабаровского края, он примечает все: непорядок на дорогах, пришедшие в негодность мосты через реки, выгоревший по обочинам лес, неприбранные площадки по сбору мусора, покосившийся забор, накренившийся столб.

Вообще-то, говорит он, этому его научила жизнь.

Конец 90-х. В стране не просто хаос, все до основания разрушено. Парнишка из многодетной семьи с шестью сыновьями из села Умлекан Зейского района вступает во взрослую жизнь. О каком среднеспециальном или высшем образовании могла идти речь? Родителям лишь бы прокормить мальчишек, которые, кстати, в этот сложный период были большой подмогой. Гурьбой ухаживали за скотиной, огородом, на сенокос ездили, дрова кололи. Так многие жили в деревне. Парень вспоминает, что для других ребят лето – это отдых, а для них – каторга.

Но Николай рассудил, что идти по жизни без специальности нельзя.

– В профессионально-техническое училище поступил на повара, – говорит он. – Почему на эту специальность? Сам не знаю. Особенного призвания к этому не было, просто так вышло. С деньгами, конечно, было тяжело. Бывало, в Умлекан из Зеи пешком ходили – не было возможности купить билет на автобус. Но ничего зря не бывает. Зато супругу научил готовить.

На поколение мальчишек, рожденных в 80-х, выпала нелегкая доля. Не обошла стороной она и нашего героя. На срочной службе, после нескольких переводов из гарнизона в гарнизон, он оказался в Чеченской народной Республике, как раз в разгар межнационального конфликта.

– Служил я водителем, – с неохотой говорит парень, – ничего героического, обычные будни солдат-срочников. Может, и можно что-то рассказать, но все уже позади. Все нормально – живой ведь вернулся.

Что ж, мужчины о войне обычно молчат. А вот о непорядках, которые рядом, Николай молчать не может. Вместе с соратниками – воинами-интернационалистами из Всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» помогает пожилым людям. Принимал участие в установке памятного знака – в парке 40-летия Победы.

Еще до начала мусорной реформы с товарищами стали обращать внимание на то, что у людей скапливается много сломанной бытовой техники, которую негде утилизировать.

– Мы, наверное, единственные в городе, кто начал старую бытовую технику собирать, – говорит Николай, – сначала сдавали на металлолом. А потом поняли, что можно ремонтировать и за символическую цену продавать. Оказалось: спрос есть. Кто-то на дачу или в гараж холодильник, телевизор берет, а есть и те, кто не может позволить купить себе новую стиральную машинку, а вот приобрести бывшую в употреблении – реально. К тому же мы даем гарантию на определенный срок, в течение которого бесплатно делаем ремонт.

И когда Николай начинает перечислять, чем он занимается еще, голова идет кругом. Грузоперевозки, вывоз мусора, спил деревьев, услуги грузчиков, грузоподъемные работы, сбор мебели, разбор строений, курьерские услуги, доставка гравия, песка.

– Стоп, стоп, – не выдерживаю я, – откуда все это? Вы же повар…

– Только диплом, – смеется он, – остальному жизнь научила. Я сантехником работал, занимался евроремонтом, всегда любил автомобили. Потом предпринимателем оформился. И хочу сказать, что это не так уж сложно. Можно работать на себя, создать рабочие места, платить налоги, приносить пользу городу. Но если у тебя не семь пядей во лбу, ты не суперумён, нужно браться за то, с чем ты справишься и что будет приносить реальный доход. Не нужно бояться чего-то нового. Лучше сделать, чем потом жалеть, что ты этого не попробовал.

Марина Тишкова.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник