Один день из жизни Веры

Каждый выбирает работу по душе. Если не нравится, ищет другую. Вера Тихонович более девяти лет ежедневно приходит к своим подопечным, чтобы облегчить их жизнь, поддержать в доме порядок и просто пообщаться.

Она – социальный работник.

В 18 лет Вера приехала в Зею к сестре. Когда училась в педучилище, встретила будущего супруга Сергея. Пришлось брать академический отпуск, когда узнала, что ждет ребенка. Перевелась на заочное отделение, но, к сожалению, так и не закончила. Зато через три года поступила в Зейское медицинское училище и получила диплом фельдшера. Много лет трудилась в санэпидемстанции, а когда в городе открыли дом для престарелых граждан, ушла работать туда фельдшером. Через 19 лет это заведение ликвидировали, а Вера Тихонович перешла на работу в социальный центр "Родник".

– Стариков я знала, представляла, что это за работа, поэтому было не очень трудно перестраиваться, – признается Вера Васильевна.

Договариваемся встретиться утром у её подопечных, супругов Винник. Вроде не опоздала, а из-за двери уже слышен голос Веры и вкусно пахнет кипяченым молоком. Угадала. Сегодня на завтрак Тамара Поликарповна и Петр Корнеевич будут есть гречневую кашу с молоком. Вера в фартуке хлопочет у плиты, попутно заглядывая в записи в специальной тетрадке, куда приклеивает чеки, заносит расходы. Сегодня – время оплаты коммунальных услуг, надо выкупить лекарства.

Пока беседую с хозяевами, Вера успевает сделать все дела. А мы ведем неспешный разговор. Жили супруги в Магадане. Он до 70 лет работал водителем-дальнобойщиком. Она в кинотеатре трудилась киномехаником, затем мастером по ремонту аппаратуры. Но когда вышли на пенсию, решили перебраться на родину Тамары – в Зею. Дочки, одна из которых осталась в Магадане, другая уехала в Москву, зовут к себе. Но Тамара Поликарповна и Петр Корнеевич говорят, что в Зее им очень нравится, а поэтому нет желания куда-то перебираться. Два раза в неделю к ним приходит Вера, а с 10 до 18 часов ежедневно со стариками, которым уже перевалило за 80, находится сиделка.

За разговорами время пролетает незаметно, а Вере Васильевне пора продолжать работу. Тепло прощаемся. Далее наш путь – к Елене Колодиной. По дороге заходим в аптеку. По рецептам выкупаем лекарства. Вера еще раз сверяет по списку, все ли приобрела. Ага, еще есть заказ на таблетки от головной боли. Их можно купить без рецепта.

– У пожилых основная еда – лекарства, – говорит Вера, укладывая покупки в сумку, – на всякие препараты уходит денег больше, чем на продукты. У каждого – букет заболеваний.

Быстрым шагом идем по улице. Еще надо посетить галантерею и продуктовый магазин. Одна из подопечных попросила купить хну для окрашивания волос. Другим нужны сегодня мука и макароны. Сумка постепенно тяжелеет. А мы уже поднимаемся на второй этаж.

Елена Колодина несколько лет находится в инвалидной коляске. Её посещало несколько социальных работников.

– Все молодцы, – говорит Елена Никифоровна, – очень трудолюбивые, внимательные девушки. Вера работает у меня два года. Мы с ней сразу нашли общий язык. Она и еду приготовит, и порядок в доме наведет, и поможет помыться.

И опять, пока мы беседуем с хозяйкой, Вера снует по квартире то с пылесосом, то со шваброй, то с флаконом чистящего средства для ванн и унитазов. Из кухни доносятся аппетитные запахи. Сегодня Елена Никифоровна захотела молодой картошки с лучком и укропом.

А сама хозяйка словно не может наговориться. И о прошлой жизни вспомнила, как работала в райкоме партии, и о том, почему потеряла здоровье. А потом – о сегодняшней беде: в их двухэтажке из-за подъема грунтовых вод затоплен подвал. Вода подбирается к бойлеру, поэтому стоит пар в квартирах на первом этаже, да и на втором люди ощущают сырость. Обращались и в управляющую компанию, и в МЧС. Но помощи пока нет ниоткуда.

Елена Никифоровна вспоминает, что раньше социальному работнику, который приходил к престарелым гражданам, определялся "час беседы". Он мог послушать о былой жизни своего подопечного, обсудить политические новости, рассказать что-то интересное. А потом эту "услугу" отменили.

Впрочем, пока мы общаемся, Вера Васильевна успевает поинтересоваться самочувствием пенсионерки, немного пошутить, рассказать прибаутку. А потом наступают "банные" процедуры. Здесь Елене Никифоровне требуется помощь, чтобы забраться, а потом выйти из ванны. К этому времени в квартире царит порядок: вытерта пыль, вымыт пол. На столе – свежесваренный картофель.

А впереди у Веры Тихонович еще два человека, к которым она сегодня пойдет, чтобы навести порядок и в доме, и в их душах. Да, они ждут не столько уборки, сколько её внимания, участия, жалости и сострадания.

– Конечно, каждого пропускаешь через душу, – соглашается Вера Васильевна, – они за меня переживают, я за них. Они должны чувствовать, что кому-то нужны. Вижу, что ждут. Сами из последних сил готовы что-то делать, главнее для них – поговорить, что-то рассказать. Поэтому я не молчу, все время поддерживаю беседу. Для всех моих старичков одно пожелание – крепкого здоровья. Еще бы пенсию им немного подняли, вижу, что не хватает денег, живут на грани нищеты.

Сколько тепла, мудрости в этой Вере Тихонович. Ей самой на следующий год исполнится 60 лет. А она для своих "опекаемых" и как дочка, и как сестра, и как близкая родственница. Говорит, что тоже скоро уйдет на заслуженный отдых. Немного хочет пожить своей жизнью, жизнью детей и внуков, на которых пока остается только два дня в неделю – суббота и воскресенье.

А я смотрю на неё и понимаю, что даже если она оставит свою работу, то вряд ли без её внимания останутся те, кому она посвятила столько лет своей жизни. Хоть изредка, но она будет появляться на пороге их дома не по долгу службы, а просто так, как хороший друг, которому можно излить душу.

Справка "ЗВС"

Как рассказала директор социального центра "Родник" Людмила Фида, г. Зею и Зейский район обслуживает 16 социальных работников, на попечении которых находится 150 человек. В зависимости от состояния подопечного и сложности диагноза соцработник посещает его два-три раза в неделю, а то и пять дней подряд. "Услуга гарантирована государством, хоть и платная – зависит от дохода пенсионера, – говорит Людмила Владимировна, – раньше мы обслуживали только пожилых граждан, когда женщинам исполнялось 55 лет, а мужчинам 60, сейчас возраст не имеет значения, список расширился, в него вошли даже дети-инвалиды, если им такая помощь необходима. Количество немощных людей увеличивается, и планируется со следующего года по федеральному проекту "Старшее поколение" на территории г. Зеи открыть дневное отделение по долговременному уходу для пожилых граждан".

Марина Тишкова.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник