
Главный врач Октябрьской участковой больницы Анатолий Гаршин.
Анатолий Гаршин, который много лет проработал в Зейской больнице, родился в 1936 году в селе 3аречная Слобода 3ейского района в большой крестьянской семье, где было девять детей. Чтобы выжить, держали хозяйство: двух коров, свиней, птицу. Как и практически во всех деревенских семьях в то время, Анатолий Романович с детства познал сельский труд. Он ухаживал за скотиной, работал в огороде на бесконечном картофельном поле, заготавливал сено. В 1947 родители с детьми перебрались в 3ею. Устроились на работу в подсобное хозяйство детского дома, мама – дояркой, отец – конюхом. Работа для них была привычной. Скопив денег, купили старенький дом в переулке Амурском, где жил я с родителями, и мы стали добрыми соседями.

Коллектив поликлиники г. Зеи. 1972 г.

Персонал зейской больницы. 1964 г.
Жили Гаршины дружно, я никогда не слышал криков, ругани, бранных слов. Однажды моя мама сломала руку и не смогла доить корову, попросили мать Гаршиных, Панну Филипповну, помочь. Иногда она задерживалась у нас и рассказывала, как жили раньше. Вспоминала случай, как набрала в лавке разного товара на 100 рублей и хозяин ей, как выгодному покупателю, вручил приз – поросёнка. Женщина посетовала на современную торговлю, что, мол, продавцы сейчас не дорожат своими покупателями.
А во время интервенции её мама попала под обстрел японцев, и ей раздробило колено. Она на всю жизнь осталась инвалидом. Рассказывала, что после Гражданской войны появились бандитские шайки, которые терроризировали население. Сотрудники объединенного государственного управления (ОГПУ) вылавливали их и расстреливали на месте, а потом выставляли их тела в морге старой больницы на всеобщее обозрение.
В семье Гаршиных все были приучены к труду, поэтому любые поручения выполнялись беспрекословно. Когда к их хозяйству добавилась лошадь, отец ей ловко управлял, помогал соседям привезти песок, глину. Но задавили чрезмерными налогами, и с лошадью пришлось расстаться.
В доме Гаршиных всегда было многолюдно, одни приходили, другие, наоборот, куда-то уезжали, раздавались смех и плач многочисленных внуков. 3апомнился один курьёзный случай. Моя мама в то время работала хирургической медсестрой, и за ней приехал санитарный «Москвич-401». И когда автомобиль начал отъезжать, Анатолий Гаршин и мой двоюродный брат подняли легковушку за задний бампер. Шофёр дал газ, не подозревая подвоха. А когда понял, в чем дело, вышел из кабины и сделал замечание будущему доктору.
В 1954 году Анатолий Романович стал студентом мединститута. Прошло несколько лет, и вот в нашем переулке появился врач. Его мама сияла от счастья, светилась гордостью за своего сына. А он продолжил учёбу в клинической ординатуре в городе Ленинграде, стал высококлассным специалистом, да к тому же завидным женихом. Его избранницей стала врач-уролог Галина Грошевикова. Потекли рабочие будни докторов. Как-то моя мама внезапно заболела: поднялась температура, появилась слабость. Такое состояние продолжалось несколько дней, собрали консилиум, на котором Анатолий Гаршин высказал мнение, что это желтуха. Так оно и оказалось впоследствии.
В работе Анатолий Романович был вежливым и терпеливым с окружающими, не чужд ему был юмор, но мог сделать и замечание коллеге, когда тот был не прав. Пользовался заслуженным авторитетом в коллективе.
Водители со станции «Скорой помощи» говорили: «Когда дежурит Гаршин, мы отдыхаем: он работает и за окулиста, и за гинеколога, и за хирурга». Доктор практически не вызывал узких специалистов, справлялся сам.
Как-то Анатолий Романович пришёл к руководству и попросился, чтобы его направили в Октябрьскую участковую больницу, которая была в плачевном состоянии, там была постоянная чехарда с главными врачами. И что вы думаете? За год он вывел её в передовые по всем показателям.
Алексей Старицын.
* Алексей Старицын, бывший коллега Анатолия Гаршина. Ныне проживает в г. Белгороде.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
