От перекрытия до госкомиссии

Приход гидростроителей резко изменил размеренную жизнь Зеи. Городок торопливо примерял на себя новые непривычные атрибуты настоящего города с многоэтажными панельными домами, большими магазинами и просторными школами. Вечно пыльные улицы вдохнули запах асфальта, а вынесенный за город аэропорт одним из первых в стране принял комфортные и скоростные Як-40.

Хроника стройки чуть не ежедневно приносила вести о событиях, так или иначе приближавших пуск станции. Но, без сомнения, одним из главных свершений на этом пути было перекрытие Зеи, состоявшееся 13 октября 1972 года.


Величие момента было освещено ритуалом предстоящей схватки со стихией. Лучезарный день улыбался осенней позолотой, и люди шли и шли к створу, где должно было состояться главное действо, в результате которого река будет направлена в искусственное русло и станет навсегда подконтрольной человеку.

Сегодня, в период приближения полувекового юбилея станции, дела и свершения людей, бывших первыми строителями и эксплуатационниками, приобретают некую монументальную значимость.

Недавно дочь Аркадия Ефимовича Плоска Юлия прислала уникальный документ: фотографию Зейского створа с котлованом первой очереди, на обратной стороне которой – приглашение, написанное от руки: «Члену комиссии по приёмке сооружений котлована I очереди Зейского гидроузла тов.  Плоску А. Е. Руководство УОС приглашает Вас на приёмку сооружений котлована I очереди под затопление. Сбор комиссии 30 сентября 1972 года в 16 часов в кабинете начальника УОС. Доставка – дежурным автобусом. Начальник УОС Г. Ипатов».

Документ, отражающий эпоху, – лаконично, чётко! Дорогого стоит! Две недели до перекрытия, проверка готовности сооружения, устранение последних недоделок. И при этом абсолютно беспафосное, рабочее: «Доставка – дежурным автобусом».

В Зею Аркадий Ефимович приехал из Братска по просьбе руководителя стройки Алексея Шохина и возглавил одно из подразделений «Зеягэсстроя» – «ГидроСпецСтрой». Говорят, это был, наверное, единственный человек, на которого Алексей Михайлович ни разу не повысил голос.

С Аркадием Ефимовичем мне удастся поработать во второй половине 90-х. Чёткий, целенаправленный, организованный руководитель, умевший на равных общаться на любом уровне. Особенно запомнилась наша поездка на собрание акционеров в Талакан. У нас был вопрос, требующий решения при участии РАО «ЕЭС России». На собрании был его представитель, обладавший соответствующими полномочиями. Меня поразило тогда, как Плоск нашёл момент для обращения и в нескольких предложениях чётко изложил суть вопроса, который был внесён в протокол для контроля и решения.

За короткое и безденежное время взаимозачётов Аркадий Ефимович успел обосновать и построить электрокотельную и питающую её воздушную линию 220 кВ от распределительного устройства ГЭС.

На протяжении многих лет после выхода плотины на проектную отметку в районе примыкания её гребня к правому берегу к концу зимы до середины плотины нарастал огромный ледяной сталактит от вытекавшего где-то раньше из горы ручья, с которым не знали, как бороться. Зам по капстрою Аркадий Плоск эту задачу решил. Проект, предполагавший бурение значительного количества глубоких скважин и закачивание в них бетона под давлением, оказался действенным, прекратившим обмерзание правобережного примыкания.

В октябре 2001 года Зейскую ГЭС посетила делегация РАО «ЕЭС России» во главе с Анатолием Чубайсом. Руководству были поставлены две основные задачи: переоценка основных фондов и сдача ГЭС, работавшей на полную мощность уже свыше двадцати лет, государственной комиссии. Решение второго вопроса, на которое был отведён всего год, было поручено Аркадию Ефимовичу, и, конечно, эта большая, ответственная работа, ставшая для него заключением непростого пути гидростроителя, руководителя и организатора, была выполнена в срок.

Юрий Алексеев, бывший сотрудник Зейской ГЭС.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник