
В городах области еще худо-бедно существуют народные театры, а вот на селе – большая редкость. Эксклюзивность народного театра сельского Дома культуры с. Овсянки заключается не только в том, что он живет более сорока лет, но и в том, что режиссером на протяжении пятнадцати лет там служит женщина.
Умная, жизнерадостная, смелая.
Для нее театр – это жизнь
Дамбуки. Конец пятидесятых. На сцене поселкового клуба маленькая девчушка воодушевленно читает стихи. Идут годы, Тоня взрослеет, расширяется и ее репертуар, девочке уже доверяют роль Снегурочки на детских утренниках. Дальше – больше.
– В старших классах сама могла провести вечер отдыха. Помню, в девятом классе с девчонками организовали «Ситцевый бал», мы тогда придумали программу, нашили ситцевых платьев. Красота! – смеясь, говорит Антонина Архипенко, режиссер народного театра сельского клуба с. Овсянки. – Потом проводила «Осенний бал» и другие вечера отдыха. Так и началось, так и прикипела к клубу. После окончания школы поступила в Благовещенское культпросветучилище.
Может быть, большую роль в дальнейшей судьбе девчонки сыграла мама – клубный работник, а может быть, и тот факт, что будущий режиссер родилась в Международный день театра. Но, как бы там ни было, а про театр может говорить и думать бесконечно. Для нее театр – это жизнь.
– Я нервничаю, просыпаюсь ночами, думаю, как буду мизансцены разводить, как актеры должны выглядеть, как должны ходить, как говорить, какие декорации должны быть. Засыпаю, опять просыпаюсь, и все сначала… Потом, когда спектакль отыграли, думаю, ну и стоило это таких переживаний?!
За пятнадцать лет, что существует театр под ее руководством, поставлено более сорока спектаклей, иногда за сезон делали по два и даже по три. Но наиболее дорог для нее – самый первый.
Отработав художественным руководителем в клубе им. Георгия Клепикова 12 лет, получила предложение от начальника отдела культуры администрации района Валерия Селина возглавить народный театр. Посомневавшись, согласилась.
– Сказала: попробую, если получится – останусь, а нет – так уйду, – делится воспоминаниями Антонина Александровна, – в марте возглавила театр, а 25 мая мы с ребятами уже ставили спектакль «Отказной ребенок» по пьесе Зои Чернышевой, и сразу – защита звания народного театра.
Для режиссера все спектакли дороги, они, как дети, невозможно любить одного ребенка больше, чем других. Но почему-то тот, самый первый, вспоминается чаще…
– Как-то решила восстановить этот спектакль. Думала, возьму с молодежью и поставлю, тема, несмотря на то что прошло 15 лет, остается актуальной. Но не смогла. Знаю, что такой спектакль, как был тот, не получится, а по-другому не хочу, – говорит режиссер и переспрашивает: – По каким критериям подбираю пьесу? Читаю очень много. Если зацепило, затронуло, если уверена, что справимся, – беру. Бывает и такое, что понравившаяся пьеса может пролежать «на полке» не один год. Так получилось и с «Ты самая любимая», премьера которой состоялась на днях. Сначала хотела поставить ее к 65-летию Победы, потом нашла другую, а эту отложила до своего часа. В тот юбилейный год мы сыграли «Не покидай меня».
Театр селу нужен. И это мнение не только его режиссера. Овсянка без народного театра – это все равно что Зея без ГЭС. На один и тот же спектакль некоторые сельчане приходят по три-четыре раза! Это ли не показатель? Театр – элитарный вид искусства. Здесь зрителю надо трудиться. Трудиться душой. В зале случайных людей не бывает. Есть и такие, кто после спектакля, встретив на улице, дают оценку спектаклю, критикуют.
– И это очень приятно, – говорит Антонина Александровна.
Существует мнение, что режиссер – профессия не женская. С этим утверждением она отчасти согласна. Потому что режиссер театра должен обладать такими чертами характера, которые от природы женщине не присущи: надо быть сильным, жестким, требовательным. У нее это все компенсируется женской изобретательностью, интуицией, мягкостью и другими «дамскими штучками».
– Я – лошадь, и причем горячая лошадь, которая несется, сломя голову, – говорит Антонина Александровна, – эмоции выплескиваю вперед разума. Надо бы подумать, прежде чем сказать что-либо, а нет, не получается. Потом говорю: вы простите меня, уж вот такая я есть.
Всё держится на любви
Несколько раз пыталась все бросить и уйти. В прошлом году занеможилось, думала, все, хватит. Но не тут-то было: актеры вернули к жизни. «Ни о какой пенсии не может быть и речи», – заявили они и ходили на репетиции к режиссеру на дом.
– Ну как тут уйдешь? – смеется Антонина Александровна.
Все ее спектакли «про любовь». Почему?
– На любви держится семья, которая является основой основ и общества, и человека, в частности. На любви держится государство. Если мы не будем любить Родину, своих детей, своих предков, как жить? Жизнь держится на любви, – уверена режиссер, – даже финал спектакля «Ты самая любимая» сделала жизнеутверждающим (на что навряд ли бы пошел режиссер-мужчина – прим. Т.Т.). В планах к 8 Марта поставить «Гарем», где поднимается тема женского одиночества, но и там финал будет счастливым, – смеется Антонина Александровна, и переспрашивает:
– Чего не хватает в жизни? У меня всё есть. А вот не хватает денег. Нет, не себе лично, а театру. Для полного счастья не мешало бы улучшить его материальную базу. Ведь на каждый спектакль нужны новые декорации, костюмы и так далее. На сорокалетие клуба в качестве подарка театру преподнесли сертификат, но он, к сожалению, до сих пор пока финансово не подтвержден. Выкручиваемся, как можем…
Мне всегда везло на людей
Театр – это как живой организм, как человек, а жизнь человека не может протекать ровно. Бывают взлеты и падения. Так и у театра – есть звездные дни, есть и серенькие будни. Но главное, без чего не может существовать ни один театр, – это актеры.
– Нет, и не просите отметить лучшего, не буду! – протестующее машет рукой Антонина Архипенко. – Они все талантливы, все интересны! Мне всегда везло на людей, а на актеров особенно. Они все по характеру разные, но объединяет их одно – любовь к театру. У каждого своя жизнь, своя судьба, бывает и такое, что по каким-либо причинам актер покидает театр, ну а жить-то без него он уже не может!
По словам Антонины Александровны, в каждом актере, играющем в настоящий момент на сцене, она видит себя. Там, стоя за кулисами, она вместе с ним проговаривает ту или иную реплику: «Они играют каждый за себя, я играю с каждым». Потому что в любую роль вложено столько сил, что передать словами невозможно.
…И опять в который раз перед тем, как откроется занавес, она будет стараться держать себя в руках и не подавать виду, что волнуется больше, чем актеры.
Татьяна ТАРАСОВА.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
