Листая старые страницы

Пусть прочитают правнуки

Уже пятьдесят лет хранит вырезку о своём отце, Егоре Трофимовиче Лесных, дочь Валентина Ахметзянова. Валентина Егоровна рассказала, что отец был выслан в наши северные края в 1948 году из Воронежской области. Трудился на прииске Кукушка, добывал золото. Семье же (матери и троим детям) после ареста главы семьи пришлось задержаться на родной воронежчине ещё на четыре года: Валентина в тот год как раз поступала в медицинское училище, и мама осталась с ней – ждать окончания учёбы дочери.

В 1952 году Валентина попросила в Зейском райздраве вызов и получила направление в далёкую Амурскую область. С тех пор уже более 60 лет Валентина Егоровна живёт в Зее. Её трудовая биография тоже богатая. Работала фельдшером в школе, потом в роддоме акушеркой, а после перешла в женскую консультацию и там проработала до пенсии. По стопам Валентины Ахметзяновой пошла её дочь Ольга Фирстова, много лет отработавшая врачом-гинекологом в Зейской ЦРБ. Именно о ней, тогда трёхлетней «неугомонной внучке», упоминается в статье о Егоре Трофимовиче. Сейчас Ольга Султановна живёт в Москве, водится с внуком.

«Папа был удивительным, мы от него никогда ни одного грубого слова не слышали, только с улыбкой нас воспитывал. Храню вырезку, может, правнуки когда-нибудь прочитают?» – с лёгкой грустинкой говорит Валентина Егоровна и протягивает пожелтевшую за полвека и дорогую сердцу страничку из районной газеты.

Лариса Федотова.

 

Рядовой армии труда

Живёт в городе Зее Егор Трофимович Лесных. Высокий, худощавый, пожилых лет мужчина. Трудится он в прорабском участке горкомхоза плотником. У Егора Трофимовича сильные загорелые руки, огрубевшие, с синими жилками.

«Всю свою жизнь работаю топором», – гордо отвечает он собеседнику.

«Ветеран, гордость коллектива», – отзывается о нём начальник участка т. Сандимиров.

В бригаде к слову плотника прислушиваются и воспринимают за должное его советы. Работает он на пару с Цитриным, молодым плотником. Они крепко спаяны трудовой дружбой. Трудятся оба с огоньком.

«Берёмся, Борис, окосячивать?» – спрашивает Егор Трофимович напарника. – «С вами, дядя Егор? С удовольствием...».

Ласковая улыбка прячется в колючих седых усиках Егора Трофимовича. Гордится учитель способным учеником. Хорошим мастером становится Борис. Было время, много хлопот принёс он. Но день за днём настойчиво учил его Егор Трофимович, и результаты оказались отрадными.

Егор Трофимович говорил: «Трудиться, Борис, надо с огоньком. Работать красиво, легко и качественно. Стар я, чтобы учиться в школе, на курсах, но умом и сердцем я буду учиться жить по-новому».

«На пенсию, дядя Егор, скоро?» – с уважением спрашивает Цитрин.

«Да. Жалко уходить, годков пять бы ещё можно поработать», – грустно отвечает плотник.

Сколько домов поставил за свою жизнь старый рабочий? Трудно ответить, но когда сруб приобретает форму жилого дома, то Егор Трофимович вновь и вновь испытывает чувство гордости. Радостная думка приятно наполняет грудь. Он любовно обходит дом, касаясь тёплой рукой его стен: стоит богатырь. Ещё один...

Так из года в год трудится скромный человек Егор Лесных. Однажды подходит к нему молодой рабочий и спрашивает: «Егор Трофимович, раскройте секрет вашего мастерства».

Горел желанием парень хорошо владеть топором. Плотник понял смысл сказанного, улыбнулся. Сеточка морщин, следы времени, приобрела весёлый, смеющийся вид.

«Секрет прост. Чтоб владеть топором, нужны упорство, знание, опыт, горячее бескорытное сердце, а главное – трудолюбие. Топор в руках плотника должен играть, играть легко и красиво, как кисть художника».

Годы идут. Пора бы и на отдых, но душа противится времени. Желая чем-то заполнить длинные вечера, Егор Трофимович пополняет мебель собственной квартиры. Ещё в молодости познал он столярное дело и на досуге мастерит то изящные стулья, то фасонистый гардероб. До сумерек не умолкает стук инструмента.

«Дедушка, а это что будет?» – любопытствует неугомонная внучка, трогая любовно отфугованные бруски, реечки, доски. «Диван».

«Деда, мягкий?» –«Мягкий», – она задумчиво смотрит на проворные дедовы руки.

«А кому?». – «Нам. Тебе, бабушке».

Довольная, она шаловливо и радостно прыгает возле деда. Вскоре бабка уводит её спать.

«Хватит, Егор, отдыхал бы, старый», – говорит она ласково. – «Успею».

Ещё долго не гаснет свет в уютной квартире. Егор Трофимович, вооружившись очками, медленно просматривает газету.

Думы, вы, думы. Лёгкие, светлые, грустные летят, толкутся. Жизнь предъявляет всё новые и новые требования. На смену старой гвардии идёт молодёжь, жадная, любознательная до нового.

«Опыт у меня большой, – размышляет Егор Трофимович, – передам его молодым, бригаде».

А бригадир Крусь словно угадал его мысли. Он направляет Егора Трофимовича работать поочерёдно с молодыми плотниками на ремонт жилых домов. И работа кипит. Бригадир твёрдо уверен, что Егор Трофимович сделает всё, что требуется, что проверка и бригадирский глаз здесь не нужны. А когда ремонт закончен, жильцы горячо, чистосердечно благодарят старого умелого плотника. Приятно услышать слова благодарности за свой труд. Хочется сделать больше и лучше. Сейчас Егор Трофимович Лесных, как всегда, перевыполняет нормы и добивается отличного качества плотницких работ.

В. Головин («Коммунистический труд» № 79 от 5 июля 1961 года).

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник