Вся жизнь, как миг

– Я родился и прожил юношеские годы недалеко от областного центра, на станции Среднебелой, – начинает свой рассказ Владимир Ильин, – все детство и школьные годы провел в родном краю, закончил восемь классов, а потом пошел учиться на тракториста и водителя в Ивановку под Благовещенском.

В 1965 году его призвали служить в Приморский край.

– Служили тогда три года, – говорит Владимир Владимирович. – А пролетели они незаметно. 

Домой после демобилизации очень торопился. Там девушка Людмила ждала, с которой мы с самого детства знали друг друга. А когда вернулся в родные края, показалось всё как-то не так. Скучно стало, а мы молодые, веселья хотелось. Работать нужно было, семью создать. Моя сестра в Зее жила, пригласила в гости, обещала помочь с работой. В 1969 году мы и приехали в Зею. 18 января этого же года расписались. Семью создали, осталось работу найти. Муж сестры тогда уже работал в Верхнезейском леспромхозе и помог мне туда устроиться шофером. Так и началась моя рабочая жизнь. От предприятия нам выделили небольшой дом. Людмила по профессии бухгалтер, на работу устроилась в райисполком, а потом ушла в “пожарку”, там и проработала до ухода на пенсию.

 

– В чем заключалась моя работа? – задает сам себе вопрос Владимир Владимирович и тут же на него отвечает, – моя задача была проста. Я привозил лес с деляны, где велась заготовка. Когда начинал работать, она была всего в 30 километрах от города, а когда увольнялся в 1995 году – в 120-ти. Там лес валил не только наш леспромхоз, но еще и Зейский ЛПК. Они везли лес в Алгач, Поляковский и Юбилейный, а мы отвозили в город, оставляли там хлысты, а потом по весне везли на переработку. Там, где сейчас магазин “Фаланга”, раньше были мастерская, гараж, котельня, пилорама. Готовили доски и брус.

Лес на баржах отправляли до Благовещенска, иногда на экспорт в Японию. Работа кипела. В леспромхозе трудилось около 350 человек. Летом работали с 8 до 17 часов, потому что работы было мало, а зимой порой даже без выходных.

– Бывает, спишь ночью, в окно кто-то тихо постучит, понятно, встаю и собираюсь в рейс, – вспоминает Владимир Владимирович, – нам нужно было выполнять план. Возили до Тыгды сортимент, доски, кругляк.

– А жена не обижалась, что по ночам приходилось уезжать?

– Нет, она у меня понимающая. Знала, что нужно работать. Мы так и трудились круглый год. Это сейчас удивляюсь: на новый год полмесяца выходных, а мы тогда 31 декабря до обеда работали, 1 января отдыхали, потом снова на работу. Сейчас календари хоть не листай, все праздники да праздники, – смеется Владимир Владимирович. – Не спорю, мы на праздники, конечно, собирались коллективом. Но после рабочего дня. На День лесника, например. В леспромхозе у нас были столовая и клуб. Вот соберемся всем коллективом с женами, пир на весь мир устроим, а потом на танцы идем. Тогда намного веселее было, чем сейчас, мы умели отдыхать.

Летом от предприятия выделяли автобус, и мы на природу ездили отдохнуть, грибы, ягоды собирать. Когда ГЭС не было, народ в реке купался. Вода теплая была, как парное молоко. Город шумел, когда ГЭС строилась.

Так много времени он посвящал работе, неужели не было времени заняться чем-то для души? Не удержалась, задала вопрос.

– Владимир Владимирович, а было ли у вас какое-то увлечение? Любимое занятие?

– А как же! Охотился и рыбачил (и глаза загорелись, вспомнив об охоте). Зимой, пешком по снегу в лес, без лыж, – оживленно продолжает мужчина. – И на козу ходили, и на рябчика. И ведь не уставал даже. Сил было, хоть отбавляй, целый день в лесу проводил.

– А на медведя охотились? Сталкивались с этим опасным зверем?

– Нет, что ты. С медведем мне, слава Богу, столкнуться не пришлось. А мы и охотились в основном только зимой, а летом на рыбалку ездили. В те времена не нужно было разрешений на охоту, поэтому было проще. Тогда было так: деньги есть, пошел, купил ружье и охоться. А вот сын так и не пристрастился к этому делу. Да и купить сейчас мясо намного проще, чем пойти и добыть. Много документов нужно оформить, иметь оружие.

Отдыхали в родных краях, но и на запад съездить успели с семьей. Путевок нам не давали, но я и не расстраивался особо. Билет тогда стоил 18 рублей, могли сами себе позволить раз в год выехать. Ездили в Куйбышев, сейчас это Самара. Там у моей жены родственники, поэтому мы не на курортах отдыхали, а у них. Там природа красивая, тепло. Гуляли, на пароходе по Волге катались.

У меня и зарплата тогда хорошая была, я получал 1000 рублей. Заработал себе на машину, купил “Жигули” за 7,5 тысячи. И до сих пор на ней езжу. Мы, как работники предприятия, могли материал на строительство дома брать дешевле. Вот тогда я построил свой дом, в котором до сих пор живем. Много хорошего для меня сделало предприятие, на котором я верно и добросовестно проработал 30 лет.

В 1995 году решил уйти из леспромхоза. Предприятие перешло в руки к частнику, и пошло все вверх дном. Развалили все. Кто виноват, не знаю. Директора стали меняться один за другим, и все распалось. Просто никому это не нужно стало, а люди бы могли до сих пор работать. После ухода на пенсию еще немного поработал в артели, потом сторожем и кочегаром. И в 1999 году окончательно ушел на заслуженный отдых.

Внуки и правнуки приезжают в гости, весело бывает. У нас две дочки и сын. Средняя дочь живет в Благовещенске, а старшая и младший сын здесь, в Зее, рядом с нами. Есть небольшая дача, на которой почти все лето проводим, выращиваем овощи. И внуки с детьми помогают. Когда помоложе были, и кур держали, и свиней. Это сейчас уже нет сил на уход за ними. 46 лет рука об руку с моей Людмилой всё делаем вместе, всегда поддерживаем друг друга. Через четыре года готовимся отпраздновать золотую свадьбу. Если доживем, – смеется Владимир Владимирович. – До серебряной свадьбы дожили, отгуляли на славу.

В этом году в мае мне исполнилось 70 лет. В этот день мы собрались всей семьей за большим столом. Пусть мы редко так собираемся, но зато как! Душевные разговоры, воспоминания. И я уверен, еще не раз мы так соберемся! На мои 100 лет будем гулять еще веселее, чем в молодости!

Ксения Плыгун.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник