Доступность – это не только расстояние

С интересом прочитал статью «Надежда на «однопалатников»» («ЗВ» № 83 от 12 июля), в которой шла речь об отсутствии аптек в районе центральной больницы. Поскольку эта проблема актуальна и для сел Зейского района, не удержался от того, чтобы не поделиться собственным мнением.

Понятие доступности медицинских препаратов я разделяю на два фактора: близкое расположение аптеки и адекватные цены. Оба они тесно взаимосвязаны и оба оставляют желать лучшего. Что влияет на них, и как они формируются?

По всей стране закупку на рынке лекарств все организации производят у одних и тех же крупных поставщиков. Крупных – порядка девяти. Между ними существует некая конкуренция, позволяющая аптекам приобретать лекарства по наиболее низкой цене, тем более что и перечень препаратов очень схож. А вот далее цена формируется руководителями аптек, в основном кто во что горазд. И хотя есть ограничения по надбавкам на жизненно необходимые лекарственные препараты (не больше 40 процентов), на иные лекарства ограничений нет. Вот почему при отсутствии конкуренции, когда только одна аптечная сеть представлена в населенном пункте, жители видят контраст цен по сравнению с ценами в аптеках в другом населенном пункте.

Так произошло и в Зейском районе. Ко мне неоднократно обращались и руководители районной администрации, и жители сел с просьбой открыть «Гуманитарную аптеку», к примеру, в Овсянке и Береговом. Объясню, почему этого не произошло. Скачок курса доллара резко повысил закупочные и (автоматически) розничные цены на лекарства, ведь на сегодняшний день около 80 процентов препаратов – это препараты импортного производства. Не надо забывать расходы на обязательные платежи по организации работы аптеки. Это и налоги, и фонд заработной платы, и многое другое, что влияет на отпускную стоимость препаратов. Хотя мне известны факты, когда наиболее «ретивые» аптеки, узнав о скачке, в ночь переклеивали ценники на медикаменты на своих витринах и складах, руководствуясь тем, что все равно купят, – вот так иногда формируется ценовая политика. Кстати, несмотря на высокие цены аптечного ассортимента в целом по стране, я был удивлен результатами анализа, проведенного ООО «Пульс»: ежемесячно на сотовую связь человек тратит больше средств, чем на здоровье.

В 2013 году, открывая аптеку в ТОЦ «Эльдорадо», мы взяли на себя социальную обязанность. Понимая, что фармацевтический рынок города сформирован давно и в основном из крупных сетевых аптек региона, мы сделали ставку на максимально низкую надбавку на лекарственные препараты. Как результат – высокий оборот торговли, позволивший выполнять обязательства. В 2017 году по многочисленным просьбам жителей микрорайона Светлого была открыта аптека в ТОЦ «Городок». Это было довольно рискованное решение, поскольку, хотя обыватель считает, что «люди болеют, а потому будут покупать лекарства», на самом деле покупать они будут ровно столько, сколько им необходимо, а не пропорционально количеству аптек в городе. Оттого, что аптек станет больше, покупать больше лекарств жители не станут.

Полностью согласен с автором статьи, что как бы мы ни совершенствовали свою деятельность и ни создавали более комфортные условия для покупателей, это вид предпринимательской деятельности, направленный на получение прибыли. Наша задача при этом – обеспечить ценовую доступность лекарств для населения. В результате тщательного анализа потребности в лекарственных препаратах населения Овсянки и Берегового стало ясно, что открыть там аптеки, не нарушив наше обязательство о максимально низкой наценке, нам не под силу. А иной путь для нас неприемлем. В этой части, думаю, необходимы федеральные программы по поддержке села, в которых было бы предусмотрено компенсирование государством части расходов аптек. Или создание сети государственных сельских аптек, расходы которых были бы возложены на федеральный бюджет. Это, конечно, в идеале. А в реальности мы ложимся в больницу и зачастую несем с собой свои лекарства.

Хотел бы сказать несколько слов о наболевшем. Во многих сферах деятельности бизнес укрупняется. В западной части страны набрала обороты практика открытия самими поставщиками собственной сети аптек с резким снижением цен на лекарства. Этот процесс сопровождается мощной рекламой и приводит к массовому закрытию иных аптек как неконкурентоспособных. После того как конкуренты поглощены, аптеки-поставщики их выкупают по себестоимости, после чего вновь открывают – только уже под другим названием и с ценами, превышающими прежние. Аналогичные атаки испытываем и мы, только не со стороны поставщиков, а со стороны владельцев крупных аптечных сетей Амурской области.

Нюансов в организации аптечной деятельности множество. Большинство из них находятся по другую сторону прилавка. Наша задача – не «наплодить» аптечных пунктов с высокими ценами, а сохранить то, что однажды пообещали, – нашу ценовую политику. И возвращаясь к вопросу о доступности: в 2013 году мы изучали вопрос о возможности доставки жителям города предметов аптечного ассортимента на дом по телефонному звонку, писали об этом на страницах «ЗВ». Не поступило ни одного звонка, услуга оказалась невостребованной, и наша инициатива, которую мы могли бы отстаивать, погибла на корню. Главное – водку через таксистов заказать можно (куда угодно привезут), а лекарства – нельзя. А ведь это могло бы частично решить поднятую в статье проблему отсутствия аптеки рядом с больницей.

Руслан Абзалов,

генеральный директор ООО «Гуманитарная аптека». Фото Алисы Дотовой.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник