
Когда началась война, мой дед Николай Былин был вдовцом. Самому младшему сыну Ване не было и двух лет.
Шла война, постепенно мужчины призывного возраста уходили из колхоза на фронт. Наступило время, когда в деревне осталось всего двое мужчин призывного возраста: председатель колхоза и мой дед, который работал бригадиром. Даже по тем суровым законам военного времени на фронт не призывали единственного родителя, если у детей не было матери. Поэтому мой дед, Николай Лукич, должен был заменить председателя колхоза, а председатель должен был уйти воевать. Но председатель подсуетился: отвез военкому мясца, медку, и на фронт был призван мой дед. Он не стал искать правды, ушел на войну, оставив шестерых детей. Старшей дочери Елизавете в то время было 15 лет, младшему сыну – три года.
Председатель колхоза, как «истинный мужчина», переложил вину на тех, кто вызывал ощущение вины. Он не дал возможности детям заготовить сено для единственной коровы. Корову пришлось зарезать, а троих младших ребятишек сдать в детдом. Тогда взрослые научили Елизавету написать письмо Сталину о том, что её отца незаконно призвали в армию. Из Москвы пришел ответ, что их отца вернут с фронта. Она бежала по селу и кричала: «Папку вернут, папку вернут». Но не успели вернуть детям отца: его убили 23 июля 1943 года под Ленинградом. Военкома-взяточника тоже призвали на фронт, где он и погиб.
Но до сих пор на селе идет вражда между родственниками моей мамы и родственниками того самого председателя колхоза. Этим непорядочным поступком люди укоряют уже даже не детей бывшего председателя колхоза, а его внуков и правнуков.
Помяните, люди добрые, моего деда, Николая Былина, который пошел защищать свою Родину, оставив детей на произвол судьбы.
Галина Кулакова.
Фото из архива автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
