“С уничтожением исторических памятников народ быстрее теряет память о себе, как о народе”, – записал в своём дневнике немецкий офицер, отдавший приказ об уничтожении храма в одной из деревень Подмосковья во время наступления на Москву. Как-то прошёл по городским улицам постоянный автор публикаций в “ЗВ” Николай Сачков и поделился своими воспоминаниями о том, какими были дома и улицы в пору его юности.
Я несколько лет ходил на работу одним и тем же маршрутом по улице Мухина и видел, как разрушается историческая часть города – совокупность зданий прошедшего века, выстроенных не только добротно, но и с архитектурным вкусом и художественной фантазией. Об этом свидетельствуют и ажурная резьба на крыше и водосточных трубах “Каменного магазина”, крыша почтового здания, дома, в котором сейчас располагается музей золотодобычи, украшения на отдельных жилых зданиях, построенных в начале прошлого века.
Если не ошибаюсь, есть решение городского Совета народных депутатов о защите исторических памятников. Если таковое было, то должен быть и перечень зданий и сооружений, нуждающихся в охране. Но в последнее время предприимчивые люди систематически уничтожают то, что ещё осталось. Так, например, “Каменный магазин” представляет собой жалкое зрелище не только снаружи, но и изнутри. В стенах вырезаны дополнительные дверные проёмы, частично уничтожены рамы и двери. Покраска проведена только с фасадной стороны, а тыльная сторона полностью беззащитна от атмосферного воздействия. Ажурное украшение крыши рушится. Можно ли назвать это сооружение, которое располагается напротив городской мэрии, историческим памятником? Сомневаюсь.
Сохранность здания старой почты вообще не выдерживает никакой критики. Оно уникально не только по своему предназначению, но и архитектурно-художественному исполнению, а также по принципу устройства системы отопления. Разве это не интересно? Но... додумались расширить здание для конторы УС-108, а потом там побывали различные организации и наконец о нём просто забыли. Что сейчас творится внутри?
Что касается остальных частичек прошлого, которые находятся в нашем городе, то их ждёт незавидная судьба. Большая часть домов (как дом, в котором жила поэтесса Коптяева) обречены на то, чтобы сгинуть в огне пожарищ. Наверняка его можно было бы уберечь, но никто из народных избранников не озаботился тем, чтобы настоять на выделении средств для его надлежащего содержания.
А может быть, настало время взяться за историко-архитектурную инвентаризацию городских строений? С подробным описанием, фотографированием (или иным способом фиксации), созданием фонда по спасению архитектурного наследия и пошагово, объект за объектом, приступить к реставрации зданий.
В противном случае (и это доказал главный архитектор города на деле) будущее города – в торговых сараях из сайдинга.
В предвыборных программах кандидатов на должность главы города обязательно звучит стремление развивать туризм. И что же вы собираетесь показывать туристам в нашем городе?
Александр МИРГОРОД.
Администрация язык проглотила?
Порой возникает ощущение, что в администрации города работают люди без роду и племени. Почему руководителю управления архитектуры и градостроительства городской администрации Игорю Иванову безразлично, как выглядит наш город и его улицы?
Я положительно отношусь к нашим соседям по ту сторону Амура. Не могу не восхищаться тем, как они обустраивают свои населённые пункты, которые за последние годы буквально преобразились. Но почему в нашем городе они строят безобразные бараки? Это делается с одобрения управления архитектуры?! Почему появляются безликие ангары на центральных улицах города?
Больно смотреть, во что превратился бывший кинотеатр. Помои выливаются прямо под ноги, а зловоние распространяется на весь околоток.
Самое интересное, что администрация города никак не реагирует на газетные публикации по этой теме. Игорь Анатоль¬евич, поясните нам, обывателям, что творится в нашем городе? Очень бы хотелось услышать ваш голос в защиту принимаемых вами решений по застройке города.
Татьяна СМИРНОВА.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
