
Утилизация твёрдых бытовых отходов – одна из острых проблем современной цивилизации. С развитием промышленного производства и ростом потребления вопросы переработки ТБО выходят на первое место. Вместе с тем постоянно ужесточаются требования к обустройству полигонов для захоронения отходов. Для приведения их в нормативное состояние требуются многомиллионные вливания. Такими средствами муниципальные образования не располагают, и не удивительно, что почти все свалки на территории Приамурья не имеют сертификатов. Если действовать в соответствии с буквой закона, то они должны быть закрыты.
Неординарный подход к вопросу
Нынешние бытовые отходы – совсем не те, что были лет 20-30 назад. И объёмы совсем не те, что раньше, и состав другой. Сейчас в ТБО преобладает пластик и все производные этого искусственного материала: пакеты, бутылки, упаковки, ёмкости от технических жидкостей и масел… В естественных условиях период разложения таких материалов может исчисляться столетиями. Всё это, как мина замедленного действия, может годами лежать в земле или на её поверхности, пока не “бахнет”. У нас “бахнуло” в прошлом году.
Что такое горящая свалка, жителям нашего города объяснять не нужно. В 2015 году народ, надышавшись смрадным дымом, буквально обрывал телефоны городской администрации и редакции “ЗВ”. На борьбу с огнём были брошены все наличные противопожарные средства города, но с налёту победу над стихией одержать не удалось: огонь уходил вниз, захватывая всё новые горизонты скопившегося за долгие годы мусора. Горящий пластик, выделяющий ядовитый дым, сделал ситуацию драматической. Пришлось обращаться за помощью к руководителям предприятий, которые располагали тяжёлой бульдозерной техникой. Только уплотнив мусор и перекрыв доступ воздуха, удалось потушить подземный пожар. Вот только чего это стоило?
Но это наши реалии. То, что свалка, – это “золотое дно”, давно уже поняли в цивилизованных странах и по-деловому подошли к вопросу утилизации: пластик, стекло, металл, бумага – всё отдельно и в дело. “Могут же люди”, – вздыхаем мы, увидев в телепередаче разноцветные контейнеры, в которые законопослушные иностранцы складывают заранее рассортированный мусор. Спроектированы и успешно работают мусоросжигающие предприятия, вырабатывающие в результате тепло и электроэнергию...
Наверное, когда-то и нас жизнь заставит изменить своё отношение к такой прозаической проблеме, но уже сейчас есть подвижки, которые вселяют оптимизм – в Зее начался процесс разумного использования бытовых отходов. Звучит немного непривычно, но это действительно так. Сломать рутинное отношение к “грязному делу” решил руководитель ООО “Районная топливная компания” Владимир Шлёнский.




Пользу можно получить из всего
Сравнительно недавно предприятие выиграло конкурс на утилизацию и хранение ТБО, но просто собирать мусор, а потом бульдозером утюжить полигон Владимиру Николаевичу показалось неразумным. Ведь на свалку привозят то, что можно пустить в дело и дать вторую жизнь. Инициатива нашла поддержку в администрации города.
Вместе с главой города Сергеем Матвеевым и главой администрации города Вячеславом Сорочуком отправляемся на территорию базы, где началась работа по прессовке отсортированного мусора.
С помощью пресса в плотные брикеты превращаются не только металлические банки, но и корпуса холодильников, стиральных машин... По словам руководителя, стоимость пресса выше одного миллиона рублей. Компактные брикеты затем отправляются в Комсомольск-на-Амуре на завод для вторичной переработки. Подписан договор о поставках, и остаётся только собирать сырьё для утилизации.
В бывшем овощехранилище установлен агрегат для прессовки бумаги и картона. После того как разрозненные листы плотно сжаты в куб, его вес достигает 60 килограммов. Но под пресс уходят не только картон и бумага. Точно так же прессуются целлофан и полиэтилен. Оказывается, и на эту продукцию есть заказчики.
– Работать в этом направлении начали только в феврале, – говорит Владимир Шлёнский, –и вот эта партия будет отправлена в Хабаровск. Случайных людей к прессу не поставишь, нужно было потратить время на обучение. Но задача не только в том, чтобы выполнять договорные обязательства с партнёрами. Важнейшая цель – освободить полигон от материалов, которые с наступлением весны снова могут загореться.
По мнению Владимира Николаевича, практически всё, что свозится на полигон ТБО, можно переработать с пользой для дела. Есть у него задумки на перспективу, но делиться ими он не спешит: “Чего зря говорить, вот приступим к реализации, тогда и покажем, и расскажем”.
Но как бы то ни было, летом вместе с оборудованием нужно будет перебираться на полигон: возводить помещения для установки агрегатов, строить гараж. Серьёзная проблема – электроснабжение. Подключиться к ЛЭП и установить подстанцию, – дело не из дешёвых. Может быть, получится обойтись мобильной электростанцией. Но всё это будет решаться позже. Пока рассматривали оборудование, Вячеслав Сорочук предложил руководителю один из расселённых домов. Здание всё равно пойдёт под снос, а предприятию может быть и пригодится для возведения какого-нибудь технического сооружения. Город явно заинтересован в рачительном хозяине.
Григорий Филатов.
Фото автора.
"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник
