Мы еще споем…

Неизбежно приближается 8 марта, удивит ли губернатор амурских женщин новой песней?

– Песен не будет. Время не подходящее, но обязательно споем, когда закончится военная спецоперация победой, – ответил на пресс-конференции глава региона Василий Орлов на последний вопрос журналистов. Общение губернатора со СМИ – это часть программы «АмурМедиаФорума», о котором «Зейские вести сегодня» продолжат разговор в одном из февральских выпусков газеты.

На конференции Василий Александрович ответил на несколько десятков вопросов журналистов. Говорили о специальной военной операции, дорогах области, развитии сел, масштабных стройках, стратегических планах Приамурья на ближайшие годы, кадровых вопросах, молодежной политике, цифровизации. О некоторых – в  этом номере.

– Самая волнующая тема – специальная военная операция. Как построена работа по сопровождению амурских участников СВО? Всегда ли доходит до них гуманитарная помощь, которая часто отправляется из региона?

– В зоне СВО бывал неоднократно, надеюсь, еще побываю. С весны прошлого года там работает наша команда, поработали главы Селемджинского района, Углегорска. К нам прикреплен Амвросиевский район. Целый ряд регионов имеет такие прикрепленные территории. Основная задача заключается не в ремонте социальных объектов, школ, больниц, дорог, это все делается, но это может быть сделано и без участия регионов. Основная задача – показать людям этих территорий, что Россия пришла, пришла навсегда, что они живут в одной с нами стране, живут по нашим законам. Необходимо, чтобы люди почувствовали себя полноценными россиянами. Там много нужно сделать, чтобы вселить в них уверенность. Жизнь у них очень сложная. На минувшей неделе прилетела очередная ракета американского производства, слава Богу, обошлось без жертв. Пока это не увидишь собственными глазами, понять сложно. Люди нуждаются в поддержке, и в первую очередь – моральной. Поэтому целый ряд мероприятий был организован Амурской областью и другими субъектами Дальневосточного федерального округа. Руководство страны поблагодарило нас за эффективную работу. Помощь будет оказываться в течение нескольких ближайших лет.

Сейчас ведем гуманитарную работу. У нас уже побывали учителя из Амвросиевского района, смотрели, как в стране организована система образования. Проводим акцию «Портфель первоклассника», люди видят помощь и ценят ее. Население там ничем не отличается от нашего: те же лица, говорят без акцента, это патриоты с большой буквы. И наш моральный долг – помогать им.

С амурскими ребятами, которые находятся на специальной военной операции, мы на связи постоянно с февраля прошлого года. Понимаем, кто где находится. Есть проблемы технического характера, о которых не могу говорить в эфир, по возможности стараемся их решать. Гуманитарная помощь доходит, но всем необходимо четко понять: туда надо отправлять то, что нужно. Мы на связи с руководством армии, подразделений. Понимаем сложность климатических условий. В последнюю поездку я сам проехал по территории больше тысячи километров. Посмотрел, как все организовано, кормят неплохо, условия бытовые приемлемые. Но война есть война, а на войне всегда есть погибшие, раненые, наша задача здесь, в тылу, – сделать все возможное, чтобы погибших было как можно меньше. Отдельная работа проводится по обеспечению нашей армии в рамках государственного оборонного заказа.

Несколько предприятий Амурской области поставляют соответствующее оборудование, технику, вооружение и так далее. Другая наша задача – в полной мере поддержать эти предприятия, чтобы они смогли выполнить оборонный заказ. Работа по поддержке Малороссии ведется постоянно и будет продолжена до полной нашей победы.

Губернатор поделился, что внутри страны вся нужная информация об СВО доводится до населения. Другое дело – запад, там запрещены все российские СМИ. Как показывает социология, в России подавляющая часть населения поддерживает действия президента, Вооруженных сил страны. Это говорит о том, что информационная политика у нас организована эффективно. На что надо обратить внимания на территориях? На поддержку семей военнослужащих, потому что нет ничего хуже для бойца, чем знать, что у него проблемы дома.  Еженедельно на заседаниях амурского правительства этот вопрос рассматривается, вплоть до конкретных обращений. Тысячи наших бойцов находятся в зоне СВО, здесь остались тысячи семей, у многих есть проблемы индивидуального характера, которые не попадают под стандарт, под принятые нормативные акты. Кому-то выплата не досталась по тем или иным причинам, единичные случаи, но бывают, каждый рассматривается индивидуально.

Интересовала СМИ и мирная жизнь Приамурья.

– Райцентры может постигнуть судьба бесперспективных советских деревень. Промышленность в районных центрах уничтожили в 90-е годы. Со временем возродилась социальная сфера, появились новые организации, но пришла цифровизация, и за очень короткое время почти прекратили существовать Пенсионный фонд, налоговая инспекция, казначейство, военкоматы. А там работали молодые, образованные, как правило, женщины. Сейчас они без работы, а в коллективах осталось по 2–3 человека. Выживут ли райцентры?

– Процесс урбанизации – это процесс, который идет по всему миру, и с этим сложно что-то сделать, так же, как и с цифровизацией. Нельзя ее просто взять и запретить, она неизбежно пришла, нравится нам это или нет. На мой взгляд, это нормально и не стоит этому противостоять. Идет эволюционный процесс. Что же делать, чтобы развивалось село? Здесь все просто. Существует три ряда вопросов, чтобы люди приняли решение жить на той или иной территории. Эта группа вопросов связана с работой, ее качеством, заработной платой, созданием новых производств. Вторая группа вопросов – все, что связано с жильем. И третья – все, что связано с семьей: здравоохранение, образование и т. д. Не соглашусь, что у нас недостаточно внимания уделяется районным центрам. Более 130 "Точек роста" открыто в школах, ремонтируются и строятся объекты здравоохранения, серьезно продвинулись по строительству спортивной инфраструктуры.

Если мы хотим привлечь молодежь в село, необходимо строить жилье. У нас действует несколько хороших программ, в том числе, сельской ипотеки. Есть программа стимулирования агропромышленного комплекса по строительству жилья: в прошлом году было построено более 20 домов, в этом планируем около  сорока. Это дома, которые строят сельхозтоваропроизводители. Мы субсидируем из областного бюджета порядка 20 тыс. рублей на квадратный метр. Качество жилья, на мой взгляд, очень приличное. Уверен, эта мера поддержки будет востребована, потому что аграрии понимают, чтобы привлечь молодежь, нужно обеспечить ее жильем. Кроме того, активно работает программа инициативного бюджетирования, которая получила большой отклик, людям она нравится.

На дорогах Приамурья в прошлом году был произведен рекордный объем работ, в том числе, по опорным трассам, например, Благовещенск – Гомелевка, которая проходит через Тамбовку. Задача – продолжить модернизацию всей опорной сети, это целый ряд дорог, в частности, Екатеринославка – Константиновка, Поярково – Михайловка, Поярково – Завитинск и т.д. Особое внимание дорогам, которые проходят через населенные пункты, то есть транзитные. Есть программа асфальтирования этих направлений, она рассчитана до 2025 года. Все это нацелено на то, чтобы сохранить людей в селах.

Другой блок вопросов – работа. В сельском хозяйстве в прошлом году был рекордный показатель, надеюсь, нам удастся его сохранить. Есть шансы увеличить показатели. Хорошо продвинулись не только в растениеводстве, но и животноводстве. В Тамбовском районе сданы две фермы, в Ивановском идет строительство, в Серышевском планируется еще одна ферма и многое другое. Большие показатели по производству молока.

Еще оказываем субсидирование и помощь в строительстве предприятий для подготовки зерна, в первую очередь кукурузы, потому что соя для нас – главная культура, и с точки зрения сельскохозяйственной науки по севообороту лучшая пара – это соя-кукуруза. Другой важный проект – переработка сои. Стратегическая задача страны – 70 % сои перерабатывать в Амурской области. На данный момент мощности по переработке 410 тысяч тонн и 150 тысяч тонн в резерве – замороженные мощности амурагроцентра. Планируется в Белогорске строительство перерабатывающего комплекса на 500 тысяч тонн. Это будет серьезная глубокая переработка с производством соевого белка. Как следствие, на таких предприятиях требуется высококвалифицированная рабочая сила. Комбайны стоят по 30 млн рублей, и теперь абы кого за него не посадишь, соответственно, требуется модернизация системы образования, создание условий для жизни на селе. Работаем по комплексной программе Минсельхозразвития, на этот год большие планы по строительству ряда объектов в Сковородине, Ивановке. Надеюсь, выполним планы на этот год, соответственно, получим дополнительное финансирование.

– В Благовещенске (и других городах) быстрыми темпами растет число алкомаркетов. Ваше мнение по этой ситуации? Планируется ли как-то воздействовать на проблему?

– Мое мнение на этот счет негативное. Как раз обсуждали проблему с коллегами из Законодательного Собрания. Вопрос этот регулируется федеральным законодательством, и у нас есть ряд предложений по внесению правовых изменений.  Что касается местных законов, мы наделены правом по установлению требований к местам размещения таких заведений, особенно в жилых домах. Пользуясь пробелами в законодательстве, ряд предпринимателей оформляет торговые точки как кафе, на самом деле они таковыми не являются, а вокруг, соответственно, возникает бардак. В этой связи будет ужесточено областное законодательство, чтобы ограничить распространение таких торговых точек. В результате новые точки не смогут открываться, а имеющиеся постепенно будут закрываться по мере истечения сроков государственной лицензии.

В истории государства уже были случаи, когда одним росчерком пера закрывалось все. Так делать нельзя, нужно создавать альтернативу, например, условия для занятия спортом. И в Амурской области для этого делается многое: строятся и ремонтируются спорткомплексы, площадки.

Интересовал СМИ вопрос о населенных пунктах, расположенных в зонах затопления. 

Василий Орлов напомнил, что за последние три года из областного бюджета выделено порядка 250 млн рублей, определены границы зон затопления в 239 пунктах. Эта работа проделана для того, чтобы запретить там новое строительство, во-вторых, чтобы, возможно, заняться переселением людей из этих зон. Но тема эта тонкая, так как многие не хотят переселяться и мероприятие это будет дорогостоящее, а в государстве таких денег нет. Губернатор внес предложение на совещании с президентом страны Владимиром Путиным рассмотреть возможность льготного ипотечного кредитования для граждан, проживающих в границах зон затопления. Пока рано говорить о результатах, но диалог на эту тему идет. Амурская область за десять лет восемь раз тонула, из них три раза был введен федеральный режим ЧС. Климат реально меняется, и нет сегодня ученых, которые могли бы сказать, что будет через десять лет. 

Читателей Зеи и Зейского района интересовал вопрос капитального ремонта дороги Зея – Тыгда, который был запланирован на 2013 год, но из-за наводнения канул в Уркан и Зею. «ЗВС» спросили у главы региона, планируется ли все-таки капремонт нашей дороги.

Губернатор рассказал, по какому критерию идет строительство и ремонт дорог в области. В Приамурье почти десять тысяч километров дорог: четыре тысячи – региональных. В первую очередь средства идут на опорные дороги, те, где движется большее количество транспорта. Естественно, каждое наводнение – это дополнительные затраты. Наводнение прошлого года, хоть оно было и небольшое, но хорошо ударило по Зейскому району, пришлось организовывать авиамост. Проезд сегодня по дороге организован, качество, конечно, оставляет желать лучшего. Правительство из федерального бюджета запросило 880 млн рублей на ликвидацию последствий ЧС 2022 года. Основная часть средств придется на Тындинский и Зейский районы. 

– Дорога Зея – Тыгда относится к опорной сети региональных дорог, поэтому на нее точно предусмотрены средства, – напомнил Василий Александрович. – А о деталях, какие конкретно будут отремонтированы участки и в какое время, попрошу ответить вам коллег из минтранса. Вообще, у нас разработан трехлетний план реконструкции дорог. По нему в прошлом году отремонтировано порядка 400 километров. Работа проделана колоссальная. Надеюсь, эти темпы будем держать. Объемы финансирования, которые идут на дороги, – это наш с вами региональный дорожный фонд и федеральные дотации. Дорожный фонд связан с налогами, которые мы с вами платим в дорожный фонд. Это транспортный налог и акцизы за горюче-смазочные материалы. У нас он примерно составляет пять миллиардов рублей в год. На эти средства необходимо содержать дорожную сеть и благоустраивать. Большой акцент в прошлом году был сделан на Благовещенске. Ремонт шел с затратами на замену коммунальных сетей. Это значительно дороже, чем просто менять асфальт, требует дополнительного времени, квалификации. Но это сделано абсолютно правильно и осознанно, потому что, если сети под дорогами отремонтированы, то и дорога дольше остается в хорошем состоянии.

Качество дорог, констатировал губернатор, зависит от финансирования. Общая сумма дорожного фонда в прошлом году составила 22 млрд рублей, из которых пять с копейками – региональные, остальные – федеральные. Значительная часть средств пошла на строительство нового зейского моста, который имеет огромное значение для экономики всей области. Правительство Приамурья, как заверил глава региона, привлекает значительные средства из федерального кошелька, но сейчас ситуация с бюджетом не простая. Это и санкции, и колоссальные затраты на спецоперацию.

Тем не менее в областной столице строится центральная площадь. Часть ее запущена в эксплуатацию. В этом году будут достроены несколько капитальных зданий, в которых планируется размещение музея российско-китайской дружбы, музея динозавров и детского культурно-досугового центра, музыкальный фонтан с лазерным шоу, в строительстве которого участвует Сбербанк.

Прогнозы экспертов на 2022 год были разные. К счастью, с экономикой Россия справилась достойно, Амурская область – хорошо, уверен губернатор. По ряду направлений есть рост: сельское хозяйство, строительство объектов, дорожное строительство, активно шагает программа газификации, в энергетике выработано почти 20 млрд киловатт-часов, это рекордный показатель за всю историю Амурской области. Расширение БАМа и Транссиба идет ускоренными темпами, потому что это надо всей стране. Дополнительные возможности для Приамурья – мост Джалинда – Мохэ, если все получится, значит, у нас появится еще один транспортный коридор, а отсюда – развитие дополнительного производства.

Спросили журналисты и о череде уголовных дел в отношении глав муниципальных образований. Нет ли здесь перекоса системы? Может, глав перегрузили полномочиями? Не столкнемся ли мы в скором времени с кадровым голодом, когда половину пересадят, другие убоятся идти в главы? 

Губернатор считает: вопрос не в перекосе системы, а в квалификации кадров. Есть главы, которые десятилетиями работают, получают поддержку людей и благодарности. А есть наоборот. В ряде случае это не коррупция, а элементарная безграмотность. Необходима подготовка кадров и популяризация государственной и муниципальной службы. 

Зачастую новые главы не имеют опыта руководства. На волне популизма или народной поддержки человек пришел к власти. А когда сел в кресло и нужно реально заниматься делами, а не рассказывать, как все поменять, то возникают вопросы и в формировании команды, и реализации федеральных, областных решений. Вроде бы и деньги есть, и задачи, а реализовать не получается. Не согласен губернатор с тем, что следственные органы чрезмерно давят. Они выполняют законодательство. Если вопросы есть, то они к законодательству. Не все законы объективно применимы для Амурской области, например, о бродячих собаках. Закон этот не работал и не будет работать. Недавно в Москве обсуждалась «собачья тема», и хором губернаторы говорили о проблеме. 

В Приамурье не идет охота за главами, точно нет, – заверил Василий Орлов.

Ну и в связи с предстоящими осенью выборами губернатора Амурской области, естественно, прозвучал вопрос, будет ли Василий Орлов выдвигать свою кандидатуру. 

Только при поддержке президента России, заявил действующий глава региона.

Инна Смирнова.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник