Главное – заработать?

Медицина перестала быть организацией лечебной, перестроившись на коммерческие рельсы. Это многие врачи говорят открыто. Именно в этом, считают они, и зарыта собака нынешних проблем: когда вопросы медпомощи решаются не с точки зрения «эффективно – не эффективно», а рассматриваются через призму «выгодно – не выгодно», и возникает то, что мы пожинаем в зейских лечебных учреждениях сегодня.

Когда-то – самая крупная

Центральную больницу до неузнаваемости оптимизируют, отрезая затратные строения и ставки, существование стоматологической поликлиники вообще находится под большим вопросом. Народ собрал больше трех тысяч подписей под коллективным письмом в министерство здравоохранения, надеясь сохранить медпомощь в Зее в прежнем виде. Однако Васька, как говорится, слушает да ест: все запланированные правительством мероприятия методично и спокойно исполняются.

Наш разговор о проблемах современной медицины на днях состоялся с коллективом Овсянковской участковой больницы. Когда-то это учреждение гремело на всю Амурскую область, являясь самой крупной из всех участковых больниц в регионе. Оно обслуживало пациентов на ста койках. Здесь лечились и оперировались не только местные жители, но приезжали даже из других городов. Кроме стандартного набора профилей, было в Овсянке физиолечение, лазерная и мануальная терапия, собственный рентгенкабинет и даже иглоукалывание. В селе выполнялись полостные операции, в том числе кесарево сечение. Медицинская сестра Любовь Алексеева больше 40 лет отработала в учреждении, и ей есть с чем сравнить его нынешнее положение. Говорит, и лечили, и кормили в больнице тогда качественно.

Сегодня, как и везде, больница переживает далеко не лучшие свои времена. Койки сократили до 14 (из них семь – дневной стационар), лекарственных препаратов не хватает, из врачей остались четверо (терапевт, педиатр, гинеколог и хирург), молодежь в село не заманить, так как нечем. Недавно из Овсянки уехали два молодых терапевта, которым не смогли найти жилье. Буквально выскользнули из рук, а ведь специалисты этого профиля Овсянке, обслуживающей Амуро-Балтийск и Сиан, просто необходимы. Одна из докторов какое-то время пожила в общежитии, умываться и чистить зубы (простите за подробности) бегала в школу – надолго ли надеялись молодую женщину в таких условиях удержать? Вырастить своих, овсянковских, врачей из выпускников местной школы тоже не просто: дети-то знают, в какие реалии им предлагают вернуться, и по окончании вуза стараются устроиться там, где поуютней.

Не навреди

Проблемы, считают врачи Овсянки, появились с появлением фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), который теперь, по сути, ими руководит. «Медицина сегодня – коммерческая организация, а совсем не лечебная, – признаются доктора, – а мы – коммерсанты, которые должны зарабатывать деньги, в том числе на отопление и освещение. Столько лет мы работаем в этой системе, но принять её не можем. Считаем, что медицина только тогда станет качественной, когда вернется на государственный уровень. Врач должен лечить, а не думать о деньгах».

Заработаешь мало – плохо, перевыполнишь норму – тоже плохо, потому что неизбежно допустишь перерасход материала (капельниц, шприцев и другого, отпускаемого по нормам). Так, к примеру, произошло с терапевтом Андреем Сизоненко, который сделал план на 130 процентов, а в результате лишился премии. Врачи вспоминают прошлые времена, когда участковые больницы были самостоятельными. Если, говорят, в стационаре не было какого-то лекарства, медсестра заказывала его в аптеке, не было в Зее – ехали в область, но больные получали полноценное лечение. После присоединения к Центральной больнице они не имеют ни права, ни возможности это делать. Теперь одним финансовым одеялом пытаются обогреть всех. Не учитывается и сельская специфика: летом люди до последнего терпят, но в больницу не обращаются. Будут, говорят, умирать, но сначала картошку выкопают.

Коллектив Овсянковской больницы живо сопереживает своим коллегам из Зеи. Оптимизация, считают они, – вещь хорошая, если проводится разумно. Нельзя «по доброте душевной» раздуть штат, чтобы в результате каждый получал копейки. Нормы вполне выполнимы, и к ним нужно стремиться: больше трёх человек прочего персонала врач финансово на себе не вывезет. Но все мероприятия должны проводиться с учетом главного врачебного лозунга: «Не навреди». Необходимо тщательно просчитать те последствия, которые вызовут сегодняшние перемены. И если в результате наведения порядка уезжают из учреждения врачи – это уже тревожный симптом и повод остановиться.

«История с Зейской больницей нисколько не темная, как нам пытаются это представить, – выразили овсянковцы свое мнение. – Её решение целиком и полностью – в руках министерства. Зачем нагнетать обстановку, зачем оговаривать бывшую администрацию больницы? Сейчас говорят о выявленных нарушениях в работе учреждения, но разве все пять лет там не было проверок? Или тогда закрывали глаза на нарушения, а значит, до поры до времени это было кому-то выгодно?».

Целиком и полностью врачи участковой больницы поддерживают и своих коллег-стоматологов. Уж им-то объяснять не нужно, как важно для больницы иметь хоть какую-то самостоятельность в наше время поголовной коммерциализации. Здравоохранение Зейского района тоже перетряхивают не слабо. А потому говорить о будущем больницы в Овсянке врачи не берутся.

Алиса Дотова.

Фото автора.

P.S. Во время разговора в ординаторскую заглянула фельдшер «Скорой помощи»: в стационар доставили пожилого человека с инфарктом миокарда... Слава Богу, что врачебная помощь в этом поселении еще есть.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник