За неуплату алиментов – в тюрьму

Мужчина, неофициально работая в службе такси, получая стабильную заработную плату, имея квартиру и машину, злостно уклонялся от уплаты алиментов на содержание своего несовершеннолетнего сына: дескать, не с чего, не зарабатываю. По заявлению матери ребёнка, служба судебных приставов возбудила уголовное дело, женщина предоставила свидетелей, которые подтвердили, что мужчина работает. Дело довели до конца. В результате его осудили по статье 159 Уголовного кодекса за злостное уклонение от уплаты алиментов. Теперь, имея судимость, деньги бывшей семье он платит исправно. Это – реальный случай, недавно произошедший в Зее.

«Через шесть лет я поняла, что с ним разговаривать бесполезно. Этот человек начнёт платить, только если его заставят по закону», – к сожалению, всё больше женщин, воспитывающих детей в разводе, приходят к такому выводу.

Перспектива уголовного наказания, вплоть до тюремного заключения, реальна. Об этом говорили участники встречи, на которую были приглашены женщины, столкнувшиеся с проблемой взыскания алиментов с отцов своих детей. В качестве представителей государственных структур в зале администрации Зейского района присутствовали начальник отдела судебных приставов по Зейскому району Ирина Бродягина, начальник центра занятости населения Ольга Проценко, начальник отдела федеральной службы исполнения наказаний Виталий Третяк, дознаватель отдела судебных приставов Татьяна Савчук.

Родители обязаны содержать своих детей. Эта аксиома закреплена в законодательстве России. Если закон нарушается, вторая сторона вправе обратиться за защитой в службу судебных приставов. Первое, что делают приставы, – приглашают неплательщика на профилактическую беседу. В разговоре не только обращается внимание на морально-нравственную сторону вопроса, главное – напоминается об уголовной ответственности за уклонение от уплаты.

«Если человек здравомыслящий, то устраивается на работу и начинает платить деньги бывшей семье. Проблема разрешается, – рассказала Ирина Бродягина. – Если нет – возбуждается уголовное дело и неплательщик несёт ответственность по закону. Но бывает так, что, неофициально работая, он оформляется как безработный в центре занятости и начинает выплату алиментов с пособия по безработице в размере... 250 рублей в месяц. От уголовной ответственности он уходит, формально деньги семья получает, но реально – помощи нет».

«Были случаи, когда мать возвращала службе эти 250 рублей, зная точно, что её бывший муж работает и получает зарплату, – подтвердила Ольга Проценко. – Есть и другая категория – те, которые никогда не работали, не работают и работать не будут. Да, он встаёт в центр, якобы в поисках работы. Но от предлагаемой работы отказывается. После двух отказов выплаты пособия по безработице прекращаются, всё начинается сначала. Считаю, что в этом случае поможет только реальное лишение свободы по статье Уголовного кодекса. Несколько прецедентов, преданных огласке, когда злостный неплательщик пошёл по этапу, – и думать о содержании собственных детей эти горе-родители начнут более серьёзно».

«К сожалению, и лишение свободы – не выход, – продолжает разговор Виталий Третяк, – прежде чем привлекать бывшего супруга к уголовной ответственности (а она наступит, если человек не работает), необходимо взвешивать все «за» и «против». Во-первых, с той работы, которую тот будет выполнять в качестве исправительной по месту жительства или в местах лишения свободы, на содержание ребёнка будут отчисляться (если вообще будут) такие же крохи, как с пособия по безработице. Во-вторых, срок (а он совсем небольшой) выйдет прежде, чем вся сумма задолженности будет погашена. Что дальше? Снова по кругу? Не надо забывать, что судимость одного из родителей через несколько лет может воспрепятствовать ребёнку (и другим детям в семье) устроиться на работу в госструктуру или правоохранительные органы. А если отец к тому же не лишён родительских прав, в будущем он сможет взыскать выплаченные алименты со своего совершеннолетнего ребёнка».

Зачастую, по мнению должностных лиц, родители, пытающиеся взыскать алименты со своей второй половины, сами виноваты в неудаче.

«Сегодня она решила требовать алименты – заявление подала, завтра он ей улыбнулся – заявление забрала, – сетуют сотрудники службы приставов. – Зачастую они нами манипулируют, не понимая, что, обращаясь в государственную структуру, уже запускают машину. Не можешь защитить права ребёнка, этим займётся государство. И если неплательщик не понимает своих обязанностей, он идёт под уголовную статью».

Количество таких уголовных дел, по данным службы, в Зее неуклонно растёт: 2011 году их было пять, в 2012 – 14, в 2013 – 28, в 2014 – 40. Все материалы направлены в суд с обвинительным актом. За пять месяцев этого года служба судебных приставов возбудила уже 28 уголовных дел. В связи с ростом числа злостных неплательщиков закон относится к ним всё более сурово. Уже сейчас им ограничен выезд за границу, в будущем должникам светит лишение прав на управление автомобилем: нет средств содержать собственного ребёнка – о каком авто может идти речь? Неплательщикам действительно есть о чём задуматься.

Лариса Федотова.

"Зейские Вести Сегодня" © Использование материалов сайта допустимо с указанием ссылки на источник